Холстяные книги старообрядческого мастера Максима около 20-х годов XIX века

 
Код статьиS0869544X0000459-7-1
DOI10.31857/S0869544X0000459-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: профессор МГУ им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация:
профессор МГК им. П.И.Чайковского
заместитель начальника управления гуманитарных наук РФФИ.
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСлавяноведение
ВыпускНомер 4
Страницы10-26
Аннотация

Статья представляет в новом свете деятельность малоизвестного мастера Максима, писавшего уникальные книги на холсте, и вводит в научный оборот ценные источники, не известные ранее. Максим жил в конце XVIII–первой трети XIX в. и принадлежал к поповскому согласию. Это был типично народный провинциальный мастер, объединивший в одном лице писца, рисовальщика и переплетчика. Возможна его связь со скитниками и бродячими монахами. Максим изготавливал около 20-х годов XIX в. маленькие холстяные рукописи, продолжающие традиции древнерусских и старообрядческих Канонников. Частым употреблением таких книг в дороге и странствиях объясняется выбор столь необычного материала для письма, не известного в предшествующей истории славяно-русской книги. Позднее одна из его рукописей могла перейти к староверам-бегунам, а другая покинула Россию и оказалась в Турции у казаков-некрасовцев. 

Ключевые словакниги на холсте, письмо, орнамент, оригинал, список, разночтения, ошибки, старопечатные издания, Канонник, старообрядцы.
Получено11.08.2018
Дата публикации14.10.2018
Кол-во символов46515
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1

   1. Необычные старообрядческие рукописи. Среди подделок А.И. Сулакадзева (1771–1830) особое место занимает «Книгорек, то есть Каталог древним книгам». Документ содержит перечень потрясающих по древности и содержанию восточнославянских произведений, разумеется, подложных. В пространном заглавии «Книгорека» указан материал письма этих «уникумов»: «…бóльшая часть оных писаны на пергамине, иные на кожах, на буковых досках, берестяных листах, на холсте толстом, напитанном составом, и другие» (цит. по [1. С. 235]). Неизвестно, писал ли А.И. Сулакадзев наобум, как это нередко случалось с ним, или откуда-то почерпнул сведения о русских книгах, написанных на загрунтованных холстяных листах1, но такие действительно существовали. Более того, их создатель и А.И. Сулакадзев были современниками. Сейчас две из них, Молитвослов и Молитвенник, находятся в ОР РГБ [3; 4], а третья, Канонник, хранится как семейная реликвия у потомков казаков-некрасовцев, вернувшихся в Россию из Турции в 1962 г. [5].

   В своем большинстве некрасовцы являются старообрядцами белокриницкого согласия. С самого начала возвращения в Россию они стали предметом пристального научного внимания. Рукописи и старопечатные книги, собранные у них археографическими экспедициями МГУ им. М.В. Ломоносова, вошли в состав Кавказкой коллекции Научной библиотеки МГУ (см., например, [6. С. 239, 250–252; 7. С. 160–197]). Однако некрасовский Канонник ускользнул от исследователей или не был оценен ими по достоинству. Во всяком случае, о нем до сих пор ничего не известно в научной литературе. Между тем этот редчайший источник содержит выходную запись писца с ценными сведениями и дает ключ к разгадке тайны его личности.

   Все три холстяные рукописи старообрядческие по правописанию и дониконовским редакциям текстов. Когда жил их писец и к какому согласию принадлежал, был ли он некрасовцем, почему стал изготавливать книги на столь необычном материале письма, что представляют из себя его сборники по составу и источникам – вот вопросы, на которые должно дать ответ настоящее исследование.

   2. Холстяные книги из Отдела рукописей РГБ. Первую холстяную книгу – Молитвослов – обнаружил известный филолог и археограф Е.В. Барсов не позднее 1894 г. [4; 8. С. 88, № 189]. Е.В. Барсов собрал ценнейшую коллекцию древних славяно-русских рукописей. Иногда он поставлял их царской семье [8. С. 85–87, 89, № 183, 184, 186, 190]. Для Николая II у него купили необычный Молитвослов. На обороте верхней переплетной крышки приклеен посередине экслибрис Николая II. В книгу вложена записка конца XIX в.: «№ 1. Сборник страннических молений, писанный на полотне в XVIII веке. Единственная в России рукопись на полотне. Приобретена от секретаря имп. Общества истории и древностей российских, действ[ительного] статского советника Барсова в 1894 году».

   Сборник (I, 59 л. 4º, 1814,8 см) написан четким полууставом, выдающим руку опытного мастера. Книга содержит три статьи, которые часто входят в Канонники: 1) афонский «Чин, како подобает пети дванадесять псалмов особь» архимандрита Печерского Досифея2 (л. Iоб., 1–27об., л. 28 без текста), 2) общее «Начало каноном» (л. 28об.–31об.) и 3) «Канон благодарен и акафист Богородице» византийского гимнографа Иосифа Песнопевца (л. 32–59об.).

   В описи фонда И.Н. Деминой и публикациях Г.В. Аксеновой книга определена как «Молитвослов страннический», впрочем, без малейших объяснений и доказательств [8. С. 88, № 189; 10. С. 16, 17; 11. С. 66]. А.Г. Гудков также убежден, что обе холстяные книги из ОР РГБ «выполнены одним и тем же человеком, принадлежавшим к общине странников» [12. С. 87], но и он ничем не подкрепляет своего мнения. Повод для такого заключения подала уже упомянутая записка в Молитвослове. Возможно, что Е.В. Барсов разыскал редкую книгу у староверов-странников, или бегунов, отделившихся в XVIII в. от филипповцев [13. С. 24, 113]. Не исключено, что сведения о происхождении рукописи и ее датировка были записаны со слов Е.В. Барсова. Однако даже если Молитвослов и оказался каким-то образом у странников, то это еще не значит, что его переписчик происходил из их среды.

   Вторую рукопись на холсте – миниатюрный Молитвенник (I, 64 л. 16º, 11,3–49,2–3 см) – где-то приобрел нижегородский коллекционер Ю.Г. Галай [3; 14. С. 21–22, № 13]. В 1992–1993 гг. он передал часть своего собрания в ОР РГБ. Там при сравнении Молитвослова и Молитвенника выяснилось, что их изготовил один писец [10. С. 17; 11. С. 67]. Он переписал более половины Молитвенника на холсте (л. I, 1–39), но затем перешел на бумагу (л. 40–64). Почерк в обеих частях один и тот же. Как видно, у мастера закончились холстяные листы и не было возможности сделать новые. Обе части дополняют друг друга. Правда, обращает на себя внимание несколько разное оформление. В холстяной части тексты часто сопровождаются колонтитулом и помещены на листах в рамку, обычно простую линейную, нередко двойную: дополнительно «прошитую» крупными стежками (л. 1, 25, 27об.–39), изредка со стилизованной растительностью на блекло-зеленом фоне (л. 1, 15об.–16). В бумажной части ничего этого нет. Последняя статья в книге на л. 64об. производит впечатление добавленной позднее. Она написана под заставкой работы того же мастера, его почерком, но неровными, прыгающими буквами и кривыми, ползущими то вверх, то вниз строчками. Этой же вялой, нетвердой рукой сделана и более поздняя помета на нижнем поле соседнего л. 63об. Соединил обе части сам писец, переплетавший свои рукописи (о чем речь пойдет ниже).

   Содержание Молитвенника не пересекается с барсовским Молитвословом. Но, за единичными исключениями, вошедшие и в этот сборник статьи также относятся к литературе Канонников. В холстяной части помещены: правило келейное (л. 1–14об.), указ о правиле на Светлой неделе из книги «Старчество», гл. 17 (л. 14об.–16), келейные молитвы «спальные» (перед сном) для «подвижнhйши ино» из Канонника (л. 16–27об.), поклоны приходные и исходные (л. 28–29), молитвы Василия Великого Богородице, мниха Антиоха на сон грядущим и др. (л. 29об.–38), дидактического статьи (л. 38об.–39об.). Бумажная часть включает в себя: о благодарении перед обедом (л. 40–40об.), молитвы по восстании от стола (л. 41–43), о молитве за оскорбивших братию во время общей работы (л. 43–43об.), отрывки из книги «Старчество» о келейном правиле и молитве, переданных ангелом Пахомию Великому (л. 43об.–46)3, начало полунощницы (л. 46–52об.), начало утрени (л. 52об.–56), начало часов (л. 56–57), начало вечерни (л. 57–57об.), заметка о чтении девяти кафизм Псалтыри за суточный богослужебный круг (л. 57об.–58), сокращенный Устав правила на Пасху, Светлую неделю и воскресные дни (л. 58–64), о троекратном погружении во время крещения (л. 64об.).

   Г.В. Аксенова нечетко датирует обе книги то началом [10. С. 16; 11. С. 66], то первой третью XIX в. [10. С. 16, 17; 11. С. 66, 67]. Она отметила в бумажной части сборника филигрань «в виде вензеля из букв БУ, связанных дугой (типа Клепиков – № 98)» [10. С. 17; 11. С. 67]. Однако С. А. Клепиков указывает под № 98, что эта бумага братьев Усачевых имеет на левой стороне листа буквы «БУ в картуше», а на правой – открытый герб «Семь провинций» [18. С. 15, 78, 95, № 98 – 1823 г.]. В Молитвеннике же использована другая бумага: на левой стороне листа буквы «БУ, соединенные дугой по верху», и на правой – герб «Pro Patria» с волнами [18. С. 15, 78, № 97 – 1823 г.] (см. также: [14. С. 21, № 13]). Совпадение между водяным знаком в источнике [3] и рисунком в альбоме полное. Поэтому Молитвенник можно датировать первой половиной 20-х годов XIX в. Два других холстяных сборника появились, скорее всего, около этого времени.

   3. «Книга спасенных» в ее отношении к другим холстяным рукописям. Третий кодекс на холсте – Канонник (56 л. 4º, 22,517,5 см) работы того же мастера обнаружил Н.Г. Денисов в конце 90-х годов XX в. у казаков-некрасовцев [5]. Владелица Канонника, которой мы приносим сердечную благодарность за помощь в работе, рассказала о нем следующее.

   «Эту книгу подарил мне папа Б. (1943 г. р.). Ему книга осталась от его отца. Его отец был Б. Т. С. (1902 или 1905 г. р.). Папа рассказывал, что в Турции по дедовой линии у них был родственник. Его люди называли нерод, так как у него не родились дети. И вроде бы он писал книги для некрасовцев. Это был наш родственник. Папа мой считается таким, которых некрасовцы в Турции называли “учеными”. То есть с детства он мог служить в церкви: петь, читать. Сейчас он этого не делает по болезни, так как перенес инсульт. В Турции было принято так: набирали группу детей, которых учили читать и петь. Их готовили для участия в службе.

   Когда дед был жив, я помню, что у него было много книг, он их привез с собой в Россию. Но мы тогда были студентами, нам это было неинтересно. А потом, когда папа мне дал эту книгу, я спросила: “Папа, а было же у деда много книг?”. Когда он умер, люди из прихода стали у папы просить их почитать. Но никто не вернул ни одной книги. Не буду называть их фамилии. Поэтому папина библиотека оказалась распыленной. Много книг взял брат папы, мой крестный. Его звали Я. Т. Б. Он ходил на службу и принимал в ней участие. Скончался в 2000-е годы.

   Моему брату папа дал две книги, в том числе одну певческую. А мне он эту дал. Так попала ко мне эта книга. Когда её увидел священник о. Т. Д., он стал просить её у меня – я отказала. Он объяснил, что в ней “Скитское покаяние”. Это было связано с тем, что когда у староверов не было священников, то они могли совершить крещение, отпевание, покаяться и т. д. В книге есть все эти молитвы. Он предлагал променять за неё целую библиотеку. Я отказала. Другие люди стали просить взять её и почитать. Тогда я решила и сказала, что эта книга не выйдет из этого дома никогда».

   Некрасовский Канонник переписал тот же мастер, что и две другие холстяные книги. Грамотное в целом правописание и четкий полуустав с элементами каллиграфии выдают руку опытного писца. Одинаково пишутся е с коротким язычком; ж из трех не соединенных между собой частей; з в виде тройки и реже угловатая z в строке с сильно сокращенным хвостом или совсем без него; манерная ломаная s с двумя горизонтальными углами в разные стороны посередине (верх и низ как у s, а середина как у z); м, похожая на лигатуру л+и; р часто с незамкнутой внизу петлей; х с искривленным внизу под строкой правым хвостом; ѱ с укороченной мачтой и угловатой чашей с загибом-носиком от ее правого края; выносные: хвостатая а в конце строки, напоминающая u, лежащую на боку; д с очень характерным крючком-покрытием, примыкающим вплотную слева, и т. п. Многие малые инициалы (В, Г, Д, З, К, М, Р, Т, Ц, Ю и даже вытянутая искривленная О, С и др.) имеют декоративные загнутые хвосты. Заглавная М состоит из трех равновеликих прямых мачт с петлями и геометрическими украшениями посередине.

   В почерке заметно влияние старообрядческих типографских шрифтов. Манерная ломаная s, прописная и строчная (см. выше), – точная копия заглавной печатной буквы (ср., например, [16. Л. 47об., 103, 107]. Киноварные инициалы с утолщениями на мачтах и стилизованными растительными отростками похожи на киноварные буквицы, например, в изданиях Ф. и А. Карташевых [15; 16;].

   Заканчивает Канонник выходная запись с ценными сведениями: «(л. 55) ӏсu gдиномu прgмuдромu бгu малоuмныи азъ и многогрhшныи рабъ маkи воздаю w всhхъ славu многu. давшgмu и с¿ю мнh спсgнныхъ списать книгu, в чть слuгъ бжтвgнны. аmg бо и мала gсть зрgн¿gмъ : (л. 55об.) бл#gтъ [так!] ижg на вс#къ дg исправльшимъ ю. и аmg что в нgй wбр#mgтg ^ нgразuм¿#, или забвgн¿# и нgдозрhн¿# (‘невнимательности’ [19. С. 84]) моgго погрhшитgльно, и gлико кого ва дхъ стыи qмuдрилъ gсть блго[ра]зuмнh исправитg. а мнh трu[ди]вшgмuc#, бга ради проmgн¿g дадитg и блгословитg, а нg клg[ни]тg, да и сами тождg ^ влки всhхъ винахъ ваши полuчити воможgтg в дgнь сꙋны аминь;». Писец хорошо знал стандартные выражения выходных записей и умело воспользовался ими. Он высокопарно наименовал обычный малый Канонник «Книгой спасенных», посвятил ее «в честь слуг божественных», указал на необходимость ее ежедневного чтения и объявил свое имя – Максим. Выражение «и с¿ю… спсgнныхъ списать книгu» с упором на и с¿ю означает, что мастер изготавливал книги и ранее: Канонник не был его первой работой.

   По составу Канонник совпадает с барсовской рукописью, но имеет дополнительные статьи по сравнению с нею. Он содержит: 1) афонский «Чин, како подобает пети дванадесять псалмов особь» архимандрита Печерского Досифея (л. 1–17об.), 2) «Скитское покаяние» (л. 17об.–29), 3) «Чин, како подобает самому себе причастити пречистых и животворящих Таин Христовых нужды ради великия, не сущу священнику» (л. 29об.–33об.), 4) общее «Начало каноном» (л. 33об.–35об.), 5) «Канон благодарен и акафист Богородице» Иосифа Песнопевца (л. 35об.–54об.). После декоративной концовки добавлены: 1) киноварное изречение против реформаторов: «Аmg кто вс# исправи бuдg досадитgль нg внидg в црво нбноg;» (л. 54об.), 2) патериковая новелла о египетском старце Макарии о превосходстве любви к ближнему над постом (л. 54об.–55) и 3) приведенная выше выходная запись (л. 55–55об.).

   В некрасовском и барсовском списках повторяющиеся тексты переданы с некоторыми разночтениями. Канонник сохранил текст лучше, чем Молитвослов, где встречаются пропуски (см. табл. 1, № 1–3), повторение (см. табл. 1, № 4) и другие погрешности.

1. В I в. н. э. Плиний упоминает в «Естественной истории» (XIII.11) «полотняные книги» (libri lintei) – свитки для записи частных документов. В Риме во времена Плиния они были «уже отмиравшей стариной» [2. С. 29]. Возможно, А.И. Сулакадзев знал это свидетельство и перенес его на Древнюю Русь.

2. Г.М. Прохоров отождествлял его с архимандритом печерского Вознесенского монастыря под Нижним Новгородом в конце XIV – начале XV в. [9. С. 198].

3. Эти отрывки извлечены не из самого «Старчества», а из Канонника (например, [15. Л. 46об.–48об.; 16. Л. 46об.–48об. второго счета; 17. Л. 46об.–48об.]). Фрагменты входят в статью «О правиле утреннем и вечернем в дому своем», часто присоединяемую к Чину 12 псалмов. В холстяных списках с Чином 12 псалмов эта статья отсутствует.

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1373

Оценка читателей: голосов 0

1. Козлов В.П. Тайны документальных фальсификаций или Обманутая, но торжествующая Клио. Анализ подделок документальных исторических источников по российской истории в XVIII – начале XXI века. М., 2015.

2. Добиаш-Рождественская О.А. История письма в средние века. Руководство к изучению латинской палеографии. 3-е изд. М., 1987.

3. Молитвенник на холсте (л. I, 1–39) и бумаге (л. 40–64) писца Максима. 1-я пол. 20-х гг. XIX в. ОР РГБ, собр. Ю.Г. Галая (ф. 835), № 13. I, 64 л. 16о (11,3–4×9,2–3 см).

4. Молитвослов на холсте писца Максима. Около 20-х гг. XIX в. ОР РГБ, собр. материалов из Дворцовых библиотек (ф. 492), № 189. I, 59 л. 4о (18×14,8 см).

5. Некрасовский канонник на холсте с выходной записью писца Максима. Около 20-х гг. XIX в. (56 л. 4о, 22,5×17,5 см).

6. Агеева Е.А., Смилянская Е.Б. Находки археографических экспедиций, пополнившие фонды МГУ (обзор поступлений 1984–1989 гг.) // Из фонда редких книг и рукописей Научной библиотеки Московского университета. М., 1993.

7. Денисов Н.Г. Старообрядческая богослужебно-певческая культура: вопросы типологии. М., 2015.

8. ОР РГБ. Фонд № 492. Опись собрания материалов из Дворцовых библиотек (материалы перв. пол. XIV–нач. XX в.) / Сост. И.Н. Деминой. М., 1991.

9. Прохоров Г.М. Досифей // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2 (вторая половина XIV–XVI в.). Ч. 1. А–К.

10. Аксенова Г.В. Русские рукописные книги на нетрадиционной основе в собраниях РГБ // Тезисы докладов и сообщений конференции молодых специалистов Российской государственной библиотеки по итогам научно-исследовательской работы за 1992 г. (22 июня 1993 г.). М., 1993.

11. Аксенова Г.В. Русские рукописные книги на нетрадиционной основе // Книжное дело. Профессиональный информационно-аналитический журнал. М., 1994. № 3 (9).

12. Гудков А.Г. Иван Гаврилович Блинов, «книжных дел мастер» из Городца. К 70-летию со дня кончины. Коломна, 2015.

13. Мальцев А.И. Староверы-странники в XVIII – первой половине XIX в. Новосибирск, 1996.

14. ОР РГБ. Фонд № 835. Собрание рукописных книг Ю.Г. Галая. Описание (первая четверть XVII – конец XIX в.) / Сост. В.В. Викторов. М., 2002.

15. Канонник. [Клинцы: тип. Ф. и А. Карташевых, после 1810]. 8о. МК РГБ, инв. номер: 10651.

16. Канонник. [Клинцы: тип. Ф. и А. Карташевых, после 1812]. 8о. МК РГБ, инв. номер: 10819.

17. Канонник. [тип. П.И. Селезнева в Махновке и К. Колычева в Янове, после 1814]. 8о. МК РГБ, инв. номера: 10769, 10770.

18. Клепиков С.А. Филиграни на бумаге русского производства XVIII–начала XX века. М., 1978.

19. Словарь русского языка XI–XVII вв. М., 1986. Вып. 11.

20. Канонник. М.: Печатный двор, 14.4.1636. 4o. МК РГБ.

21. Сборник молитвенного содержания. [Почаев: тип. Успенского монастыря, после 1784]. 8º. МК РГБ, инв. номер: 9885.

22. Канонник. М.: Печатный двор (издатель В.Ф. Бурцов), 15.1.1641. 8о. МК РГБ.

23. Канонник. [Клинцы: тип. Ф. и А. Карташевых, после 1812]. 4о. МК РГБ, инв. номер: 10741.

24. Кириллические издания старообрядческих типографий конца XVIII–начала XIX века. Каталог / Сост. А.В. Вознесенский. Л., 1991.

25. Емельянова Е.А. Старообрядческие издания кирилловского шрифта конца XVIII– начала XIX века. Каталог. М., 2010. (Книжные памятники Российской государственной библиотеки).

26. Паскаль А.Д. Новый справочник по старообрядческим изданиям конца XVIII – начала XIX в. // Археографический ежегодник за 1992 год. М., 1994.

27. Мельников П.И. (Андрей Печерский). Очерки поповщины // Мельников П.И. (Андрей Печерский). Полное собрание сочинений. 2-е изд. СПб., 1909. Т. 7.

28. Мельников П.И. (Андрей Печерский). На горах. Продолжение рассказов «В лесах». Книга первая. М., 1956.

29. Вознесенский А.В. Канонник как тип книги у старообрядцев // ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 48.

30. Мельников П.И. (Андрей Печерский). Письма о расколе // Мельников П.И. (Андрей Печерский). Полное собрание сочинений. 2-е изд. СПб., 1909. Т. 6.

31. Иванов-Желудков В.П. (Кельсиев В.И.) Русское село в Малой Азии. 1866 г. Ставрополь, 2016.

32. Мельников П.И. (Андрей Печерский). В лесах. Часть первая и вторая. М.; Л., 1936.

33. Мельников П.И. (Андрей Печерский). В лесах. Части третья и четвертая. М.; Л., 1937.

34. Кудрявцев И.М. «Издательская» деятельность Посольского приказа. (К истории русской рукописной книги во второй половине XVII века) // Книга. Исследования и материалы. М., 1963. Сб. 8.

35. Ремезов С.У. Чертежная книга Сибири. 1701 г. ОР РГБ, собр. Н.П. Румянцева (ф. 256), № 346.

36. Востоков А.Х. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842.

37. Срезневский И.И. Славяно-русская палеография XI–XIV вв. Лекции, читанные в императорском С.-Петербургском университете в 1865–1880 гг. СПб., 1885.

38. Сень Д.В. «Войско Кубанское Игнатово Кавказское»: исторические пути казаковнекрасовцев (1708 г.–конец 1920-х гг.). 2-е изд., испр. и доп. Краснодар, 2002.

39. Аксенова Г.В. Холщовые книги // Аксенова Г.В. Русский книжный стиль. Этюды о книгах и книжниках. М., 2004.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх