Новая дидактика «социально-эмоционально-этического образования»: роль педагогического модерирования

 
Код статьиS181570410020472-4-1
DOI10.54884/S181570410020472-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующая научно-исследовательской лабораторией социальной поддержки личности
Аффилиация: Институт педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории проблем социальной поддержки личности
Аффилиация: Институт педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 4 (65)
Страницы86-92
Аннотация

Статья посвящена изучению специфики «социально-эмоционально-этического образования» (СЭЭО), «образования для сердца и ума», как направления гуманистической парадигмы образования; в целом, используемой в СЭЭО новой дидактике, ориентированной на «навыки 21 века». Проанализирован метод педагогического модерирования как таковой и в его применении в контексте СЭЭО.

Ключевые словасоциально-эмоционально-этическом образование, педагогическое модерирование, дидактика
Источник финансированияИсследование поддержано грантом 20-013-00875 РФФИ.
Получено01.06.2022
Дата публикации07.06.2022
Кол-во символов18142
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 «Социально-эмоционально-этическое образование» (СЭЭО), Social, Emotional, and Ethical Learning (SEE-l), называемое авторами «образованием для сердца и ума», представляет собой холистическое направление (т.е. ориентированное на целостный подход к человеку) и воплощает основные идеи гуманистической парадигмы в образовании. Направление СЭЭО, разрабатываемое в исследовательском университете Эмори (Emory university, США), стало следующим этапом в реализации концепции «эмоционального интеллекта» [1]. СЭЭО продолжило опыт введения в образование «социально-эмоционального обучения» (СЭО, Social emotional learning – SEL) и вобрало опыт образовательных программ «осознанности» (mindfulness), вводящих в образование созерцательные практики [3, 5] и таким образом способствующих развитию самосознания и саморегуляции человека. Такие результаты были обнаружены в использовании учащимися [15, 17, 18], а также педагогами, применительно к их профессиональной деятельности и личностному развитию [16]. Сверх того, СЭЭО включило принципы системного мышления и, в целом, элементы развития мышления, а также принцип «сострадания» и опору на «светскую этику», исходя из последних идей Гоулмана-Сенге [Goleman]. В этом смысле разработчики СЭЭО позиционируют его как «образование для сердца и ума» и артикулируют ориентацию, воплощающую идеи гуманистической парадигмы образования.
2 В России знакомство с направлением СЭЭО состоялось в рамках Международной научно-практической конференции «Воспитание и социализация в современной социокультурной среде» (Санкт-Петербург, 2019) в Институте педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. СЭЭО вызвало интерес российских учителей государственных и частных школ, деятелей дополнительного образования, а также ученых. Так, СЭЭО было включено в тематику исследования научно-исследовательской Лабораторией проблем социальной поддержки личности Института педагогики РГПУ им. А.И. Герцена [11].
3 Поскольку направление СЭЭО представляет новые подходы к личностно-социальному развитию человека и сфере воспитания, требуется исследовать предлагаемую в программах СЭЭО дидактику этого развития и воспитания, в особенности с точки зрения ее особенностей, возможностей для современных условий и применимости в российском образовании.
4 Рассматривая проблемы дидактики современного образования в свете основных целей и принципов гуманистической парадигмы, исходящей из первоочередной ценности человеческой личности, выделим следующее проблемное поле. С одной стороны, подчеркнуто выраженным сегодня является запрос на узкоспециальное, профильное профессиональное образование, позволяющее говорить о практикоориентированности подготовки и инструментальном значении образовательных результатов, нередко оставляя за скобками фундаментальные цели образования [7]. С другой стороны, педагоги, исследователи [9], психологи [12], а также и представители бизнеса все чаще заявляют о необходимости развития «навыков будущего» (иначе «навыков 21 в.» или «мягких» навыков - Soft skills) [8], определяя их специфику тем, что они, напротив, являются надпрофессиональными, универсальными, глобальными мета-навыками, присущими личности. С третьей стороны, обнаруживается и необходимость развития понятийного мышления и его структурных компонентов, в частности, в аспекте психологической проблематики: так, «при прочих недостатках развития, включая и серьезные физиологические и неврологические дефекты, обеспечивается возможность обучения, а недостатки в его [понятийного мышления] формировании при прочих достоинствах развития постепенно осложняют обучения и в итоге делают его [понятийное мышление] невозможным» [14].

всего просмотров: 289

Оценка читателей: голосов 0

1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. — М.: АСТ, 2008.- 478 с.

2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – 233 с.

3. Кожевникова М. Н. Проблема созерцания и созерцательные практики в образовании // Science for Education Today. 2019. Т.9. № 5. С. 72–95. http://sciforedu.ru/article/3988

4. Кожевникова М.Н. К пониманию педагогической рефлексии: обоснование гуманитарной модели рефлексии учителя // Вестник НГП. – 2017.– Т .7, № 6.

5. Кожевникова М.Н. Воспитание человека в новом тысячелетии // Человек.– 2019. –Т. 30. № 3.– С. 80-95.

6. Кожевникова М.Н. Тренинги: «педагогические этюды» и искусство педагога // Вестник МГПУ. Научный журнал. Серия «Философские науки». № 1 (21).– М.: Издательство ГАОУ ВО МГПУ, 2017. – С. 103-110.

7. Ляшко И. А., Лебедев Н. С. К вопросу о методе в образовании // Сборник материалов региональной конференции «Актуальные вопросы создания системы воспитания в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации». – СПб.: Изд-во ФГБОУ ВО СПбГМТУ, 2018. – С. 126-139.

8. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире / Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко, И. Смагин, Д. Судаков. – М., 2017.

9. Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика.– 2018. – Т. 15. № 3. – С. 350—363.

10. Сергиенко Е. А. Проблема соотношения понятий субъекта и личности // Психологический журнал. – 2013.– Т.34, №2.– С. 5-16.

11. Страница научно-исследовательской Лаборатории проблем социальной поддержки личности Института педагогики РГПУ им. А.И. Герцена – https://herzen.spb.ru/main/structure/inst/instp/1570217567/

12. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М. С. Добряковой, И. Д. Фрумина; при участии К. А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И. М. Реморенко, Я. Хаутамяки. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. – 472 c.

13. Шрюфер Г., Вренгер К., Линдеманн И. Образование в интересах устойчивого развития: «рефлексии» как инструмент формирования компетенций // Вопросы образования. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-v-interesah-ustoychivogo-razvitiya-refleksii-kak-instrument-formirovaniya-kompetentsiy (дата обращения: 12.10.2020).

14. Ясюкова Л. А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении. – СПб.: ГП ИМАТОН, 2005. – 256 с.

15. Goleman, Daniel and Senge, Peter, The Triple Focus: A New Approach to Education (Florence, Mass: More Than Sound, 2015), 27.

16. Roeser, R., Schonert-¬Reichl, K. A., Jha, A., Cullen, M., Wallace, L., Wilensky, R., … Harrison, J. (2013). Mindfulness training and reductions in teacher stress and burnout: Results from two randomized, waitlist-¬control field trials. Journal of Educational Psychology, 105(3), 787–804.

17. Sibinga, E. M. S., Webb, L., Ghazarian, S. R., & Ellen, J. M. (2016). School-Based Mindfulness Instruction: An RCT. Pediatrics, 137(1), 1-8.

18. Zenner, C., Herrnleben-Kurz, S., & Walach, H. (2014). Mindfulness-based interventions in schools—a systematic review and meta-analysis. Frontiers in Psychology, 5.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх