New didactics of "social, emotional and ethical education": the role of pedagogical moderation

 
PIIS181570410020472-4-1
DOI10.54884/S181570410020472-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of the Research Laboratory of Social Support of the Person
Affiliation: Institute of Pedagogy of A.I. Herzen Russian State Pedagogical University
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Researcher at the Research Laboratory for Social Support of the Personality Problems
Affiliation: Institute of Pedagogy of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 4 (65)
Pages86-92
Abstract

The article is devoted to the study of the specifics of "social, emotional and ethical learning" (SEE-learning) , "education for the heart and mind" as a direction of the humanistic paradigm of education; in general, the new didactics focused on “skills of the 21st century” used  in SEE-learning, and, in particular, the role of pedagogical moderation of SEE-learning group sessions. The method of pedagogical moderation as such and in its application in the context of SEE-learning is analyzed.

 

Keywordssocial, emotional and ethical learning, pedagogical moderation, didactics
Received01.06.2022
Publication date07.06.2022
Number of characters18142
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 «Социально-эмоционально-этическое образование» (СЭЭО), Social, Emotional, and Ethical Learning (SEE-l), называемое авторами «образованием для сердца и ума», представляет собой холистическое направление (т.е. ориентированное на целостный подход к человеку) и воплощает основные идеи гуманистической парадигмы в образовании. Направление СЭЭО, разрабатываемое в исследовательском университете Эмори (Emory university, США), стало следующим этапом в реализации концепции «эмоционального интеллекта» [1]. СЭЭО продолжило опыт введения в образование «социально-эмоционального обучения» (СЭО, Social emotional learning – SEL) и вобрало опыт образовательных программ «осознанности» (mindfulness), вводящих в образование созерцательные практики [3, 5] и таким образом способствующих развитию самосознания и саморегуляции человека. Такие результаты были обнаружены в использовании учащимися [15, 17, 18], а также педагогами, применительно к их профессиональной деятельности и личностному развитию [16]. Сверх того, СЭЭО включило принципы системного мышления и, в целом, элементы развития мышления, а также принцип «сострадания» и опору на «светскую этику», исходя из последних идей Гоулмана-Сенге [Goleman]. В этом смысле разработчики СЭЭО позиционируют его как «образование для сердца и ума» и артикулируют ориентацию, воплощающую идеи гуманистической парадигмы образования.
2 В России знакомство с направлением СЭЭО состоялось в рамках Международной научно-практической конференции «Воспитание и социализация в современной социокультурной среде» (Санкт-Петербург, 2019) в Институте педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. СЭЭО вызвало интерес российских учителей государственных и частных школ, деятелей дополнительного образования, а также ученых. Так, СЭЭО было включено в тематику исследования научно-исследовательской Лабораторией проблем социальной поддержки личности Института педагогики РГПУ им. А.И. Герцена [11].
3 Поскольку направление СЭЭО представляет новые подходы к личностно-социальному развитию человека и сфере воспитания, требуется исследовать предлагаемую в программах СЭЭО дидактику этого развития и воспитания, в особенности с точки зрения ее особенностей, возможностей для современных условий и применимости в российском образовании.
4 Рассматривая проблемы дидактики современного образования в свете основных целей и принципов гуманистической парадигмы, исходящей из первоочередной ценности человеческой личности, выделим следующее проблемное поле. С одной стороны, подчеркнуто выраженным сегодня является запрос на узкоспециальное, профильное профессиональное образование, позволяющее говорить о практикоориентированности подготовки и инструментальном значении образовательных результатов, нередко оставляя за скобками фундаментальные цели образования [7]. С другой стороны, педагоги, исследователи [9], психологи [12], а также и представители бизнеса все чаще заявляют о необходимости развития «навыков будущего» (иначе «навыков 21 в.» или «мягких» навыков - Soft skills) [8], определяя их специфику тем, что они, напротив, являются надпрофессиональными, универсальными, глобальными мета-навыками, присущими личности. С третьей стороны, обнаруживается и необходимость развития понятийного мышления и его структурных компонентов, в частности, в аспекте психологической проблематики: так, «при прочих недостатках развития, включая и серьезные физиологические и неврологические дефекты, обеспечивается возможность обучения, а недостатки в его [понятийного мышления] формировании при прочих достоинствах развития постепенно осложняют обучения и в итоге делают его [понятийное мышление] невозможным» [14].

views: 278

Readers community rating: votes 0

1. Goulman D. Ehmotsional'nyj intellekt. — M.: AST, 2008.- 478 s.

2. Zair-Bek S.I., Mushtavinskaya I.V. Razvitie kriticheskogo myshleniya na uroke: posobie dlya uchitelej obscheobrazovatel'nykh uchrezhdenij. – M.: Prosveschenie, 2011. – 233 s.

3. Kozhevnikova M. N. Problema sozertsaniya i sozertsatel'nye praktiki v obrazovanii // Science for Education Today. 2019. T.9. № 5. S. 72–95. http://sciforedu.ru/article/3988

4. Kozhevnikova M.N. K ponimaniyu pedagogicheskoj refleksii: obosnovanie gumanitarnoj modeli refleksii uchitelya // Vestnik NGP. – 2017.– T .7, № 6.

5. Kozhevnikova M.N. Vospitanie cheloveka v novom tysyacheletii // Chelovek.– 2019. –T. 30. № 3.– S. 80-95.

6. Kozhevnikova M.N. Treningi: «pedagogicheskie ehtyudy» i iskusstvo pedagoga // Vestnik MGPU. Nauchnyj zhurnal. Seriya «Filosofskie nauki». № 1 (21).– M.: Izdatel'stvo GAOU VO MGPU, 2017. – S. 103-110.

7. Lyashko I. A., Lebedev N. S. K voprosu o metode v obrazovanii // Sbornik materialov regional'noj konferentsii «Aktual'nye voprosy sozdaniya sistemy vospitaniya v obrazovatel'nykh organizatsiyakh vysshego i srednego professional'nogo obrazovaniya Rossijskoj Federatsii». – SPb.: Izd-vo FGBOU VO SPbGMTU, 2018. – S. 126-139.

8. Navyki buduschego. Chto nuzhno znat' i umet' v novom slozhnom mire / E. Loshkareva, P. Luksha, I. Ninenko, I. Smagin, D. Sudakov. – M., 2017.

9. Raitskaya L.K., Tikhonova E.V. Soft skills v predstavlenii prepodavatelej i studentov rossijskikh universitetov v kontekste mirovogo opyta // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psikhologiya i pedagogika.– 2018. – T. 15. № 3. – S. 350—363.

10. Sergienko E. A. Problema sootnosheniya ponyatij sub'ekta i lichnosti // Psikhologicheskij zhurnal. – 2013.– T.34, №2.– S. 5-16.

11. Stranitsa nauchno-issledovatel'skoj Laboratorii problem sotsial'noj podderzhki lichnosti Instituta pedagogiki RGPU im. A.I. Gertsena – https://herzen.spb.ru/main/structure/inst/instp/1570217567/

12. Universal'nye kompetentnosti i novaya gramotnost': ot lozungov k real'nosti / pod red. M. S. Dobryakovoj, I. D. Frumina; pri uchastii K. A. Barannikova, N. Ziila, Dzh. Moss, I. M. Remorenko, Ya. Khautamyaki. — M.: Izd. dom Vysshej shkoly ehkonomiki, 2020. – 472 c.

13. Shryufer G., Vrenger K., Lindemann I. Obrazovanie v interesakh ustojchivogo razvitiya: «refleksii» kak instrument formirovaniya kompetentsij // Voprosy obrazovaniya. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-v-interesah-ustoychivogo-razvitiya-refleksii-kak-instrument-formirovaniya-kompetentsiy (data obrascheniya: 12.10.2020).

14. Yasyukova L. A. Zakonomernosti razvitiya ponyatijnogo myshleniya i ego rol' v obuchenii. – SPb.: GP IMATON, 2005. – 256 s.

15. Goleman, Daniel and Senge, Peter, The Triple Focus: A New Approach to Education (Florence, Mass: More Than Sound, 2015), 27.

16. Roeser, R., Schonert-¬Reichl, K. A., Jha, A., Cullen, M., Wallace, L., Wilensky, R., … Harrison, J. (2013). Mindfulness training and reductions in teacher stress and burnout: Results from two randomized, waitlist-¬control field trials. Journal of Educational Psychology, 105(3), 787–804.

17. Sibinga, E. M. S., Webb, L., Ghazarian, S. R., & Ellen, J. M. (2016). School-Based Mindfulness Instruction: An RCT. Pediatrics, 137(1), 1-8.

18. Zenner, C., Herrnleben-Kurz, S., & Walach, H. (2014). Mindfulness-based interventions in schools—a systematic review and meta-analysis. Frontiers in Psychology, 5.

Система Orphus

Loading...
Up