Методология выбора стратегии развития пространства повышения квалификации педагогических работников в регионе

 
Код статьиS181570410020455-5-1
DOI10.54884/S181570410020455-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор, ведущий научный сотрудник
Аффилиация:
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге
СПб филиал ФГБНУ «Институт управления образованием РАО»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 4 (65)
Страницы4-12
Аннотация

В статье обсуждается актуальная логика стратегирования системы повышения квалификации педагогических работников в регионе. Пространство повышения квалификации постулируется в качестве саморазвивающейся экосистемы. Как наиболее существенный триггер развития стратегируемого феномена рассматривается логика преадаптации. Приоритетным форматом образовательного поведения субъектов повышения квалификации, утверждаемым в работе, представлена персонализация, инициируемая карнавальной логикой организации образовательного процесса. В качестве базовой управленческой методологии в сфере повышения квалификации в статье предложено проектное управление.

Ключевые словапреадаптация, экосистема, логика карнавала, персонализация, образовательное пространство, стратегирование, проектное управление
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках исполнения государственного задания на 2020 год ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования» по теме «Моделирование региональной системы повышения квалификации работников образования в условиях развития пространства непрерывного образования РФ».
Получено01.06.2022
Дата публикации07.06.2022
Кол-во символов24469
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Представления, послужившие триггерами для написания этой статьи, можно обозначить следующим образом:
  • громоздкие образовательные структуры, на региональном уровне представленные, как правило, кластерами, образуемыми образованными региональными институтами развития образования и/или университетами, находящиеся на территории региона, в основе деятельности которых лежат аналоговые иерархические процессы, не могут оказать реальной помощи педагогам в создании персональных образовательных пространств;
  • применение цифровых ресурсов в образовательном процессе указанных кластеров не носит системного характера. Как правило, это попытки использовать цифровые технологии для передачи традиционного аналогового контента, что все чаще подталкивает потенциальных слушателей к уходу в сферы неформального и информального образования, где контент и технологии в большей степени гармонизированы;
  • стратегическое управление формальными системами повышения квалификации педагогов основано на принципах адаптивной логики, предполагающих экстраполяционный подход, при котором превалирует не гибкость, а программная долгосрочность и иерархичность, частичные улучшения элементов, а не изменение системы в целом. Система менеджериально настроена на линейное развитие, не предусматривающее качественных скачков.
2 Вывод: формальные институты дополнительного профессионального образования педагогов, сложившиеся в доцифровую эпоху, недостаточно оперативно и гибко реагируют на изменения, предлагаемые образованию в VUCA – мире.
3 Целью настоящей статьи является определение актуальных принципов стратегирования современной системы повышения квалификации педагогов в регионе. Ниже мы поясним, почему в названии статьи термин «система» был заменен нами на термин «пространство».
4 Современное состояние региональной системы повышения квалификации педагогов представлено в двух актуальных содержательных кластерах, выявленных в ходе нашего исследования. Первый из них, описывающий состояние системы в целом, имеющиеся подходы к ее стратегированию и адаптации к современным реалиям, сформирован журналом «Человек и образование». Наибольший интерес для цели нашего исследования представляют работы А.Е.Марона и Е.Г.Королевой, Л.Ю. Монаховой и Л.Г.Панфиловой, М.С. Якушкиной [12; 13; 15; 20].
5 В статьях А.Е.Марона и Е.Г.Королевой рассмотрены концептуальные основы развития региональных систем повышения квалификации работников образования, которые могут являться основой стратегирования, проанализированы реально действующие региональные модели повышения квалификации. Исследователи следующим образом формулируют синтетическую цель развития региональной системы повышения квалификации педагогических работников: «…формирование и развитие качеств педагога 21 века как педагога будущего, ориентированного на освоение высших уровней профессиональных компетенций (исследовательской, рефлексивной, аналитической, квалиметрической и др.) в процессе непрерывного образования» [12, с. 5]. В другой статье этих авторов [13] в качестве одного из основных треков развития региональных систем повышения квалификации отмечается персонификация процесса обучения в системе.

всего просмотров: 270

Оценка читателей: голосов 0

1. Национальный проект РФ «Образование» на 2019–2024 гг. Электронный ресурс: https://edu.gov.ru/national-project. (дата обращения 12.11.2020).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.10 2018 №1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации». Электронный ресурс: https://garant.ru/products/ipo/prime/doc/71993040. (дата обращения 16.11.2020)

3. Распоряжение правительства РФ от 31 декабря 2019 года № 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации» (ред. от 07.10.2020). Электронный ресурс: https://garant.ru/products/ipo/prime/doc/73284005. (дата обращения 16.11.2020)

4. Асмолов А.Г., Шехтер И.Д., Черноризов А.М. Преадаптация к неопределенности: непредсказуемые маршруты эволюции. – М.: Акрополь, 2018. – 212 с.

5. Богданов А.А. Тектология: (Всеобщая организационная наука). В 2-х кн.: Кн.1. – М.: Экономика, 1989. – 304 с.

6. Волобуева Т.Б. Адаптивное повышение квалификации педагогов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2019.– Вып. 3 (40). – С. 43 – 49.

7. Волобуева Т.Б. Моделирование непрерывного гибридного обучения педагогических кадров // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2017. – Вып. 4 (33). –С. 20 – 26.

8. Волобуева Т.Б. Научно-педагогический кластер непрерывного профессионального образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2019. – Вып. 4 (41). – С.17-23.

9. Ермаков Д.С., Кириллов П.Н. Персонализированная модель в цифре // Образовательная политика. – 2019. – 3 (79). – С. 132-141.

10. Кеспиков В.Н. Непрерывное профессиональное развитие педагогических работников: современные подходы // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2018. – Вып. 3 (36). – С. 5 – 14.

11. Котлер Ф., Бергер Р., Бикхофф Н. Стратегический менеджмент по Котлеру. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 88 с.

12. Марон А.Е., Королева Е.Г. Концептуализация как ведущий критерий развития региональных систем повышения квалификации работников образования: тенденции инновационного опыта // Человек и образование. – 2020. – №1 (62). – С. 4-8.

13. Марон А.Е., Королева Е.Г. Содержательные признаки моделей региональных систем повышения квалификации работников образования // Человек и образование. – 2020. – №2 (63). – С. 12-17.

14. Мау В.А. Экономика непредсказуемости: на пути к новой парадигме // Образовательная политика. – 2020. – 1 (81). – С. 8-11.

15. Монахова Л.Ю., Панфилова Л.Г. Открытость и доступность – стратегические ориентиры развития системы повышения квалификации педагогов в условиях цифровой экономики // Человек и образование. – 2020. – №3. –С. 27-32.

16. Образовательные экосистемы для общественной трансформации. Доклад Global Education Futures. – М.: Российский учебник, 2018. – 212 с.

17. Прикот О.Г. Методология проектного управления в образовательной организации // Казанский педагогический журнал. – 2018. – №6 (131). – С. 25-30.

18. Прикот О.Г. Обоснование проектного управления в образовании: триггеры и готовность руководителей // Человек и образование. – 2019. – №4. – С. 4-10.

19. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. – 343 с.

20. Якушкина М.С. Выбор индивидуального пути повышения квалификации работников образования // Человек и образование. – 2020. – №3 (64). – С. 11-15.

21. Granovetter M.S. (1973). The Strength Of Weak Ties. The American Journal of Sociology.78 (6). 1360 – 1380)

Система Orphus

Загрузка...
Вверх