Methodology for choosing strategy for the development of the space for in-service teachers training the region

 
PIIS181570410020455-5-1
DOI10.54884/S181570410020455-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor, Leading Researcher
Affiliation: National Research University
Address: Russian Federation, Saint Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 4 (65)
Pages4-12
Abstract

The article considers actual logic of strategizing regional environment for professional development of educators.  Environment for professional development is claimed as a self-improving ecosystem. Logic of preadaptation is regarded as the most essential trigger for strategizing phenomenon. Personification initialized by carnival logic of educational process represents the priority format of educational behavior of subject’s professional development.  Project management is referred as a basic managerial methodology in the sphere of professional development.

Keywordsрreadaptation, ecosystem, carnival logic, personification, educational environment, strategizing, project management
Received01.06.2022
Publication date07.06.2022
Number of characters24469
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Представления, послужившие триггерами для написания этой статьи, можно обозначить следующим образом:
  • громоздкие образовательные структуры, на региональном уровне представленные, как правило, кластерами, образуемыми образованными региональными институтами развития образования и/или университетами, находящиеся на территории региона, в основе деятельности которых лежат аналоговые иерархические процессы, не могут оказать реальной помощи педагогам в создании персональных образовательных пространств;
  • применение цифровых ресурсов в образовательном процессе указанных кластеров не носит системного характера. Как правило, это попытки использовать цифровые технологии для передачи традиционного аналогового контента, что все чаще подталкивает потенциальных слушателей к уходу в сферы неформального и информального образования, где контент и технологии в большей степени гармонизированы;
  • стратегическое управление формальными системами повышения квалификации педагогов основано на принципах адаптивной логики, предполагающих экстраполяционный подход, при котором превалирует не гибкость, а программная долгосрочность и иерархичность, частичные улучшения элементов, а не изменение системы в целом. Система менеджериально настроена на линейное развитие, не предусматривающее качественных скачков.
2 Вывод: формальные институты дополнительного профессионального образования педагогов, сложившиеся в доцифровую эпоху, недостаточно оперативно и гибко реагируют на изменения, предлагаемые образованию в VUCA – мире.
3 Целью настоящей статьи является определение актуальных принципов стратегирования современной системы повышения квалификации педагогов в регионе. Ниже мы поясним, почему в названии статьи термин «система» был заменен нами на термин «пространство».
4 Современное состояние региональной системы повышения квалификации педагогов представлено в двух актуальных содержательных кластерах, выявленных в ходе нашего исследования. Первый из них, описывающий состояние системы в целом, имеющиеся подходы к ее стратегированию и адаптации к современным реалиям, сформирован журналом «Человек и образование». Наибольший интерес для цели нашего исследования представляют работы А.Е.Марона и Е.Г.Королевой, Л.Ю. Монаховой и Л.Г.Панфиловой, М.С. Якушкиной [12; 13; 15; 20].
5 В статьях А.Е.Марона и Е.Г.Королевой рассмотрены концептуальные основы развития региональных систем повышения квалификации работников образования, которые могут являться основой стратегирования, проанализированы реально действующие региональные модели повышения квалификации. Исследователи следующим образом формулируют синтетическую цель развития региональной системы повышения квалификации педагогических работников: «…формирование и развитие качеств педагога 21 века как педагога будущего, ориентированного на освоение высших уровней профессиональных компетенций (исследовательской, рефлексивной, аналитической, квалиметрической и др.) в процессе непрерывного образования» [12, с. 5]. В другой статье этих авторов [13] в качестве одного из основных треков развития региональных систем повышения квалификации отмечается персонификация процесса обучения в системе.

views: 266

Readers community rating: votes 0

1. Natsional'nyj proekt RF «Obrazovanie» na 2019–2024 gg. Ehlektronnyj resurs: https://edu.gov.ru/national-project. (data obrascheniya 12.11.2020).

2. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 31.10 2018 №1288 «Ob organizatsii proektnoj deyatel'nosti v Pravitel'stve Rossijskoj Federatsii». Ehlektronnyj resurs: https://garant.ru/products/ipo/prime/doc/71993040. (data obrascheniya 16.11.2020)

3. Rasporyazhenie pravitel'stva RF ot 31 dekabrya 2019 goda № 3273-r «Ob utverzhdenii osnovnykh printsipov natsional'noj sistemy professional'nogo rosta pedagogicheskikh rabotnikov Rossijskoj Federatsii» (red. ot 07.10.2020). Ehlektronnyj resurs: https://garant.ru/products/ipo/prime/doc/73284005. (data obrascheniya 16.11.2020)

4. Asmolov A.G., Shekhter I.D., Chernorizov A.M. Preadaptatsiya k neopredelennosti: nepredskazuemye marshruty ehvolyutsii. – M.: Akropol', 2018. – 212 s.

5. Bogdanov A.A. Tektologiya: (Vseobschaya organizatsionnaya nauka). V 2-kh kn.: Kn.1. – M.: Ehkonomika, 1989. – 304 s.

6. Volobueva T.B. Adaptivnoe povyshenie kvalifikatsii pedagogov // Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov. – 2019.– Vyp. 3 (40). – S. 43 – 49.

7. Volobueva T.B. Modelirovanie nepreryvnogo gibridnogo obucheniya pedagogicheskikh kadrov // Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov. – 2017. – Vyp. 4 (33). –S. 20 – 26.

8. Volobueva T.B. Nauchno-pedagogicheskij klaster nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya // Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov. – 2019. – Vyp. 4 (41). – S.17-23.

9. Ermakov D.S., Kirillov P.N. Personalizirovannaya model' v tsifre // Obrazovatel'naya politika. – 2019. – 3 (79). – S. 132-141.

10. Kespikov V.N. Nepreryvnoe professional'noe razvitie pedagogicheskikh rabotnikov: sovremennye podkhody // Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov. – 2018. – Vyp. 3 (36). – S. 5 – 14.

11. Kotler F., Berger R., Bikkhoff N. Strategicheskij menedzhment po Kotleru. – M.: Al'pina Pablisher, 2016. – 88 s.

12. Maron A.E., Koroleva E.G. Kontseptualizatsiya kak veduschij kriterij razvitiya regional'nykh sistem povysheniya kvalifikatsii rabotnikov obrazovaniya: tendentsii innovatsionnogo opyta // Chelovek i obrazovanie. – 2020. – №1 (62). – S. 4-8.

13. Maron A.E., Koroleva E.G. Soderzhatel'nye priznaki modelej regional'nykh sistem povysheniya kvalifikatsii rabotnikov obrazovaniya // Chelovek i obrazovanie. – 2020. – №2 (63). – S. 12-17.

14. Mau V.A. Ehkonomika nepredskazuemosti: na puti k novoj paradigme // Obrazovatel'naya politika. – 2020. – 1 (81). – S. 8-11.

15. Monakhova L.Yu., Panfilova L.G. Otkrytost' i dostupnost' – strategicheskie orientiry razvitiya sistemy povysheniya kvalifikatsii pedagogov v usloviyakh tsifrovoj ehkonomiki // Chelovek i obrazovanie. – 2020. – №3. –S. 27-32.

16. Obrazovatel'nye ehkosistemy dlya obschestvennoj transformatsii. Doklad Global Education Futures. – M.: Rossijskij uchebnik, 2018. – 212 s.

17. Prikot O.G. Metodologiya proektnogo upravleniya v obrazovatel'noj organizatsii // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. – 2018. – №6 (131). – S. 25-30.

18. Prikot O.G. Obosnovanie proektnogo upravleniya v obrazovanii: triggery i gotovnost' rukovoditelej // Chelovek i obrazovanie. – 2019. – №4. – S. 4-10.

19. Trudnosti i perspektivy tsifrovoj transformatsii obrazovaniya. – M.: Izdatel'skij dom Vysshej shkoly ehkonomiki, 2019. – 343 s.

20. Yakushkina M.S. Vybor individual'nogo puti povysheniya kvalifikatsii rabotnikov obrazovaniya // Chelovek i obrazovanie. – 2020. – №3 (64). – S. 11-15.

21. Granovetter M.S. (1973). The Strength Of Weak Ties. The American Journal of Sociology.78 (6). 1360 – 1380)

Система Orphus

Loading...
Up