Накопительная персонифицированная модель повышения квалификации педагогов

 
Код статьиS181570410020364-5-1
DOI10.54884/S181570410020364-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Главный научный сотрудник, профессор кафедры математики и инженерной графики военной
Аффилиация: СПб филиал ФГБНУ «Институт управления образованием РАО», Академия связи имени маршала Советского Союза С.М. Буденного
Адрес: Санкт-Петербург, улица Черняховского, 2
Название журналаЧеловек и образование
Выпуск
Страницы145-150
Аннотация

В статье выделяются аспекты существующей институциональной системы повышения квалификации и обосновывается актуальность накопительной персонифицированной модели повышения квалификации педагогических кадров, описывается ее компонентный состав и механизм реализации.

Ключевые словакомпетентностный подход, модель повышения квалификации педагогических кадров, персонифицированная модель повышения квалификации, повышение квалификации, праксиологический подход, событийный подход
Получено26.05.2022
Дата публикации26.05.2022
Кол-во символов14592
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Нет оснований доказывать, что повышение квалификации работников всех видов деятельности человека – важное направление государственной политики в сфере профессионального образования. Особую актуальность и практикоориентированную направленность приобретает необходимость постоянного обновления знаний и навыков в современных условиях ускоренного технологического развития средств и орудий труда, а также изменений в укладе социального взаимодействия.
2 Однако институциональная форма повышения квалификации педагогических работников «в настоящее время недостаточно реагирует на происходящие социокультурные изменения и новые потребности педагога» [3, с.3], когда работник системы образования оказывается мотивированным к повышению квалификации либо «извне», либо «изнутри».
3 Внешним источником мотивации выступает необходимость выполнения законодательных регламентов, которые требуют документированного подтверждения регулярного прохождения педагогом повышения квалификации. В этом случае, если указанный внешний стимул не совпадает с личностной потребностью обучающегося, то процесс и результат носят формализованный характер. Основную задачу в такой ситуации слушатель курсов видит в получении документа, подтверждающего, что он прошел как минимум семидесятидвухчасовую подготовку. При таком подходе педагога не интересует содержательная сторона учебного материала, который ему предлагает институциональная форма организации обучения, он «отбывает» время, о котором часто сожалеет как о потерянном напрасно.
4 Усугубляет ситуацию при таком пессимистичном сценарии развития событий еще и тот факт, что некоторые преподаватели, функционирующие в системе повышения квалификации педагогических кадров, из года в год практически не изменяют содержание преподаваемого учебного материала и методы его транслирования, что нередко приводит к тому, что предлагаемый курс слушается обучающимся не в первый раз.
5 Фундаментальные основы педагогического знания, которые на достаточно высоком уровне преподаются студентам педагогических вузов, снова и снова излагаются на курсах повышения квалификации и уже не актуальны для учителей, когда ими востребованы новые цифровые подходы к организации процесса и содержания обучения, а также к практикоориентированной оценке образовательных результатов. Подобное мнение можно встретить, например, у Г.Т. Боймуродовой: «Анализ структуры курсов повышения квалификации учителей выявил односторонний подход к повышению уровня их знаний, то есть это – направленность на усвоение традиционных знаний» [1].
6 Пилотное исследование мнения педагогов относительно содержательной составляющей институциональных курсов повышения квалификации (комментарии к статье «Вся правда о курсах повышения квалификации учителей») [2] показало, что значительная часть из них дает отрицательную оценку содержательной и процессуальной части курсов повышения квалификации, в которых им пришлось принять участие.

всего просмотров: 295

Оценка читателей: голосов 0

1. Боймуродова Г. Т. Система непрерывного повышения квалификации в условиях модернизированного образования. // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 397-398. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5749/ (дата обращения: 25.02.2021)

2. Вся правда о курсах повышения квалификации учителей / https://zen.yandex.ru/media/realityschool/vsia-pravda-o-kursah-povysheniia-kvalifikacii-uchitelei-5c3ae1dc61adad00aaf00b6a (дата обращения: 25.02.2021).

3. Кандаурова А. В. Повышение квалификации педагогов в условиях изменений социального взаимодействия: автореф. … дис. д-ра пед.наук. – М., 2020. – С. 3.

4. Марон А.Е., Королева Е.Г. Содержательные признаки моделей региональных систем повышения квалификации работников образования РФ // Человек и образование. – 2020. –№ 2 (63). – С. 12-17.

5. Монахова Л.Ю., Панфилова Л.Г. Открытость и доступность – стратегические ориентиры развития системы повышения квалификации педагогов в условиях цифровой экономики // Человек и образование. – 2020. – № 3 (64). – С. 27-32.

6. Монахова Л.Ю., Панфилова Л.Г. Социально значимые информационные ресурсы, ориентированные на повышение квалификации педагогов // Ученые записки ИУО РАО. – 2020. – № 2 (74). – С. 19-24.

7. Мясоедова Е.А., Томилина Н.В. Модульно-накопительная персонифицированная модель повышения квалификации в системе непрерывного профессионального роста педагогов и руководителей образовательных организаций // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. – М.: Изд-во Консорциум "Международная ассоциация профессионального дополнительного образования, 2014. – С.111.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх