Кризис в современном преподавании: что именно пошло не так

 
Код статьиS013216250019853-1-1
DOI10.31857/S013216250019853-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Первый проректор
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: 101000, Москва, Mясницкая, 20
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 6
Страницы114-124
Аннотация

В статье обосновывается идея кризиса в современном преподавании, связанного с приходом в университет в 2010-е годы новых поколений студентов, и анализируются его основные элементы. Этот кризис выражается в подрыве традиционной текстовой культуры и прогрессирующем отказе от накопления культурного багажа, в возникновении альтернативных образовательных возможностей и новых требованиях к упаковке образовательного материала, в возрастающих сложностях с удержанием внимания обучающихся и размывании их устойчивой мотивации, в заметном снижении авторитета преподавателя и все более настойчивых попытках поставить под вопрос способы оценивания образовательных результатов, в распространении новой этики и усиливающемся желании студентов защищать собственные права.

Ключевые словакризис • высшее образование • опросы студентов и преподавателей • новая этика • Россия
Источник финансированияСтатья выполнена при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
Получено27.06.2022
Дата публикации28.06.2022
Кол-во символов31237
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 3, всего просмотров: 947

Оценка читателей: голосов 0

1. Высшее образование: путь к успеху или лишняя трата времени и денег. М.: ВЦИОМ, 2018. URL: https://infographics.wciom.ru/theme-archive/society/social-problems/education-skills/article/vysshee-obrazovanie-put-k-uspekhu-ili-lishnjaja-trata-vre (дата обращения: 27.04.2022).

2. Губайловский В. Искусственный интеллект и мозг человека. М.: Наука, 2019.

3. Канеман Д. Думай медленно… Решай быстро. М.: АСТ, 2014.

4. Караваев Н.Л., Соболева Е.В. Анализ программных сервисов и платформ, обладающих потенциалом для геймификации обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № 8. С. 14–25.

5. Конец привычного мира. Путеводитель журнала «Нож» по новой этике, новым отношениям и новой справедливости. М.: Альпина нон-фикшн, 2021.

6. Корешникова Ю.Н., Фрумин И.Д. Профессиональные компетенции педагога как фактор сформированности критического мышления студентов // Психологическая наука и образование. 2020. № 6. С. 88–103.

7. Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Университеты в России: как это работает. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021.

8. Максименко А.А., Дейнека О.С., Духанина Л.Н., Сапоровская М.В. Фаббинг: особенности аддиктивного поведения молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 4. С. 345–362.

9. Малошонок Н.Г. Взаимосвязь использования Интернета и мультимедийных технологий в образовательном процессе со студенческой вовлеченностью // Вопросы образования. 2016. № 4. С. 59–83.

10. Поливанова К.Н., Бочавер А.А., Павленко К.В., Сивак Е.В. Образование за стенами школы. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020.

11. Радаев В.В. Преподавание в кризисе. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2022 (в печати).

12. Радаев В.В. Миллениалы: как меняется российское общество. 2-е изд. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020.

13. Радаев В.В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 15–33.

14. Ридингс Б. Университет в руинах. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2010.

15. Розовски Г. Университет. Руководство для владельца. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015.

16. Твенге Дж. Поколение I. Почему поколение Интернета утратило бунтарский дух, стало более толерантным, менее счастливым — и абсолютно не готовым ко взрослой жизни. М.: Рипол-Классик, 2019.

17. Chotpitayasunondh V., Douglas K.M. The Effects of “Phubbing” on Social Interaction // Journal of Applied Psychology. 2018. Vol. 48. No. 6. P. 304–316.

18. Gretsky M., Lerner J. Students of Academic Capitalism: Emotional Dimensions in the Commercialization of Higher Education // Sociological Research Online. 2021. Vol. 26. No. 1. P. 205–221.

19. Lerner J., Zbenovich C., Kaneh-Shalit T. Changing meanings of university teaching: the emotionalisation of academic culture in Russia, Israel and the US // Emotions and Society. 2021. Vol. 3. No. 1. P. 73–93.

20. Lukianoff G., Haidt J. The Coddling of the American Mind. The Atlantic. September 2015. URL: https://www.theatlantic.com/magazine/archive/2015/09/the-coddling-of-the-american-mind/399356/ (дата обращения: 27.04.2022).

21. Pariser E. The Filter Bubble: What the Internet is Hiding from You. L.: Viking, 2011.

22. Slaughter S., Rhoades G. Academic Capitalism and the New Economy: Markets, State, and Higher Education. Baltimore. L.: The Johns Hopkins University Press, 2004.

23. Tomlinson M. Student perceptions of themselves as ‘consumers’ of higher education // British Journal of Sociology of Education. 2017. Vol. 38. No. 4. P. 450–467.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх