Становление и развитие среднего профессионального образования России

 
Код статьиS181570410020357-7-1
DOI10.54884/S181570410020357-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший преподаватель
Аффилиация: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург, Пушкин
Название журналаЧеловек и образование
Выпуск
Страницы151-156
Аннотация

Статья посвящена вопросам становления системы профессионального образования России, описывает исторический путь формирования среднего профессионального образования, причины популярности и востребованности технического направления подготовки.

Ключевые словапрофессиональное образование, развитие среднего профессионального образования, результаты системы образования России
Получено25.05.2022
Дата публикации25.05.2022
Кол-во символов15044
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 На сегодняшний день в России востребованность профессионального образования крайне высока, а популярность среднего профессионального образования и высшего образования сопоставимы [12]. В рамках национального проекта «Образование» перед Российской федерацией обозначена цель войти в десятку ведущих мировых стран по качеству образования и обеспечить его конкурентоспособность на мировой арене. Рассмотрим, как происходило становление системы профессионального образования в России, каким образом развивалось среднее профессиональное образование и каких результатов в области образования Россия уже достигла.
2 А.В. Скоробогатов и Е.А. Иуков в своей научной работе на тему «История становления и развития профессионального образования в России (XVIII-XX века)» выделяют 5 периодов:
  • возникновение различных форм профессионального обучения, зарождение профессиональной школы (XVI – XIX века);
  • развитие профессионального образования в период промышленного бума в России (XIX - нач. ХХ века);
  • реформация системы профессионального образования после Октябрьской революции (1917 – 1940 гг.);
  • формирование системы государственных трудовых резервов (1940 – 1958 гг.);
  • переход трудовых резервов в профессиональное образование (1959 – 1990 гг.) [9].
3 По мнению авторов работы, начиная с 1991 года после значительных изменений в России система профессионального образования находится в стадии становления и нового развития.
4 Начало профессионального образования можно отнести к периоду Киевской Руси, появляется ремесленное ученичество, то есть передача знаний и умений от мастера (учителя) ученику. Образовательный процесс направлен на получение практических навыков в ремесле и их оттачивание. В этот период существуют такие формы профессионального обучения, как домашнее, общинное, монастырское и государственное.
5 Начиная с середины XVII века появляются первые посольские, лекарские и типографские школы. Это время можно назвать началом формирования систематического профессионального образования в России.
6 Постепенно передача опыта и знаний от мастера ученику становится недостаточной и возникла необходимость создания государственных профессиональных школ. Становление профессионального образования началось при Петре I систематизацией образования. В этот период преобладают инженерное, техническое и военное направления в образовании. Так, в 1701 году открывается московская Школа математических и навигационных наук, семью годами позже – Медицинское училище. В 1712 году основана Инженерная школа. В этот период в губерниях были открыты 42 цифирные школы с более чем двумя тысячами учащимися.
7 В начале XVIII века на заводах Урала создаются горнозаводские школы. Это первые профессионально-технические учебные заведения России, в которых подготавливали квалифицированных рабочих и мастеров. Начиная со второй половины XVIII века образование характеризовалось двумя аспектами – это увеличением количества учебных заведений в стране и усилением принципа сословности. В конце XVIII века была проведена реформа Екатерины II и утвержден Устав народных училищ. В каждом городе учреждались главные училища с четырьмя классами, в уездных городах – малые народные училища с двумя классами. В образовательный процесс внедрена урочная система, применены единые сроки начала и окончания учебных занятий и единые учебные планы, введено разделение на предметы. Средними учебными заведениям того времени были народные училища, шляхетские корпуса, благородные пансионы и гимназии.

всего просмотров: 322

Оценка читателей: голосов 0

1. Киемджон Ф. Математическое наследие средневековых математиков Средней Азии и методика его использования в современном математическом образовании : дис. … канд. пед.наук. – Курган-Тюбе, 2010. – 171 с.

2. Лурье Л.О. О реформаторской деятельности Константина Черненко // Огонёк. – 2014. – №26. – 34 с.

3. Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.: Статистический сборник. – М.: Информационно-издательский центр, 1990. – 235 c.

4. Образование в конце 20 века // Большая российская энциклопедия. Том Россия. – М., 2004. – С. 683-686.

5. Образование в Российской Федерации: 2010: Статистический сборник. – М.: ГУ-ВШЭ, 2010. – 492 с.

6. Образование в цифрах: 2019. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2019. – 97 с.

7. Ражова Н.А. История развития профессионального образования в России // Молодой ученый. – 2019. – № 25 (263). – С. 429-431.

8. Россия 1913 год. Статистико-документальный справочник. – СПб.: Российская Академия Наук. Институт Российской истории, 1995. – 415 с.

9. Скоробогатов А.В., Иуков Е.А. История становления и развития профессионального образования в России (XVIII-XX вв.) // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. №2 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-stanovleniya-i-razvitiya-professionalnogo-obrazovaniya-v-rossii-xviii-xx-vv.

10. Чередниченко Г.А. Российская молодежь в системе образования: от уровня к уровню // Вопросы образования. – 2017. – №3 – С. 152-182.

11. Школы взрослых // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.

12. Шабалин А.И. Система среднего профессионального образования Российской Федерации в 2005–2030 гг.: влияние демографических факторов // Факты образования. –2017. – №4 (13). – 28 c.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх