Development of secondary vocational education in Russia

 
PIIS181570410020357-7-1
DOI10.54884/S181570410020357-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior Lecturer
Affiliation: Pushkin Leningrad State University
Address: Russian Federation, Saint-Petersburg, Pushkin
Journal nameMan and Education
Edition
Pages151-156
Abstract

The article is devoted to the issues of the development of the vocational education system in Russia, describes the historical path of the formation of secondary vocational education, the reasons for the popularity and demand for the technical direction of training.

Keywordsvocational education, evolution of secondary vocational education, results of the Russian education system
Received25.05.2022
Publication date25.05.2022
Number of characters15044
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 На сегодняшний день в России востребованность профессионального образования крайне высока, а популярность среднего профессионального образования и высшего образования сопоставимы [12]. В рамках национального проекта «Образование» перед Российской федерацией обозначена цель войти в десятку ведущих мировых стран по качеству образования и обеспечить его конкурентоспособность на мировой арене. Рассмотрим, как происходило становление системы профессионального образования в России, каким образом развивалось среднее профессиональное образование и каких результатов в области образования Россия уже достигла.
2 А.В. Скоробогатов и Е.А. Иуков в своей научной работе на тему «История становления и развития профессионального образования в России (XVIII-XX века)» выделяют 5 периодов:
  • возникновение различных форм профессионального обучения, зарождение профессиональной школы (XVI – XIX века);
  • развитие профессионального образования в период промышленного бума в России (XIX - нач. ХХ века);
  • реформация системы профессионального образования после Октябрьской революции (1917 – 1940 гг.);
  • формирование системы государственных трудовых резервов (1940 – 1958 гг.);
  • переход трудовых резервов в профессиональное образование (1959 – 1990 гг.) [9].
3 По мнению авторов работы, начиная с 1991 года после значительных изменений в России система профессионального образования находится в стадии становления и нового развития.
4 Начало профессионального образования можно отнести к периоду Киевской Руси, появляется ремесленное ученичество, то есть передача знаний и умений от мастера (учителя) ученику. Образовательный процесс направлен на получение практических навыков в ремесле и их оттачивание. В этот период существуют такие формы профессионального обучения, как домашнее, общинное, монастырское и государственное.
5 Начиная с середины XVII века появляются первые посольские, лекарские и типографские школы. Это время можно назвать началом формирования систематического профессионального образования в России.
6 Постепенно передача опыта и знаний от мастера ученику становится недостаточной и возникла необходимость создания государственных профессиональных школ. Становление профессионального образования началось при Петре I систематизацией образования. В этот период преобладают инженерное, техническое и военное направления в образовании. Так, в 1701 году открывается московская Школа математических и навигационных наук, семью годами позже – Медицинское училище. В 1712 году основана Инженерная школа. В этот период в губерниях были открыты 42 цифирные школы с более чем двумя тысячами учащимися.
7 В начале XVIII века на заводах Урала создаются горнозаводские школы. Это первые профессионально-технические учебные заведения России, в которых подготавливали квалифицированных рабочих и мастеров. Начиная со второй половины XVIII века образование характеризовалось двумя аспектами – это увеличением количества учебных заведений в стране и усилением принципа сословности. В конце XVIII века была проведена реформа Екатерины II и утвержден Устав народных училищ. В каждом городе учреждались главные училища с четырьмя классами, в уездных городах – малые народные училища с двумя классами. В образовательный процесс внедрена урочная система, применены единые сроки начала и окончания учебных занятий и единые учебные планы, введено разделение на предметы. Средними учебными заведениям того времени были народные училища, шляхетские корпуса, благородные пансионы и гимназии.

views: 331

Readers community rating: votes 0

1. Kiemdzhon F. Matematicheskoe nasledie srednevekovykh matematikov Srednej Azii i metodika ego ispol'zovaniya v sovremennom matematicheskom obrazovanii : dis. … kand. ped.nauk. – Kurgan-Tyube, 2010. – 171 s.

2. Lur'e L.O. O reformatorskoj deyatel'nosti Konstantina Chernenko // Ogonyok. – 2014. – №26. – 34 s.

3. Narodnoe khozyajstvo SSSR v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941—1945 gg.: Statisticheskij sbornik. – M.: Informatsionno-izdatel'skij tsentr, 1990. – 235 c.

4. Obrazovanie v kontse 20 veka // Bol'shaya rossijskaya ehntsiklopediya. Tom Rossiya. – M., 2004. – S. 683-686.

5. Obrazovanie v Rossijskoj Federatsii: 2010: Statisticheskij sbornik. – M.: GU-VShEh, 2010. – 492 s.

6. Obrazovanie v tsifrakh: 2019. – M.: Natsional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola ehkonomiki», 2019. – 97 s.

7. Razhova N.A. Istoriya razvitiya professional'nogo obrazovaniya v Rossii // Molodoj uchenyj. – 2019. – № 25 (263). – S. 429-431.

8. Rossiya 1913 god. Statistiko-dokumental'nyj spravochnik. – SPb.: Rossijskaya Akademiya Nauk. Institut Rossijskoj istorii, 1995. – 415 s.

9. Skorobogatov A.V., Iukov E.A. Istoriya stanovleniya i razvitiya professional'nogo obrazovaniya v Rossii (XVIII-XX vv.) // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2017. №2 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-stanovleniya-i-razvitiya-professionalnogo-obrazovaniya-v-rossii-xviii-xx-vv.

10. Cherednichenko G.A. Rossijskaya molodezh' v sisteme obrazovaniya: ot urovnya k urovnyu // Voprosy obrazovaniya. – 2017. – №3 – S. 152-182.

11. Shkoly vzroslykh // Bol'shaya sovetskaya ehntsiklopediya: [v 30 t.] / gl. red. A. M. Prokhorov. 3-e izd. – M.: Sovetskaya ehntsiklopediya, 1969-1978.

12. Shabalin A.I. Sistema srednego professional'nogo obrazovaniya Rossijskoj Federatsii v 2005–2030 gg.: vliyanie demograficheskikh faktorov // Fakty obrazovaniya. –2017. – №4 (13). – 28 c.

Система Orphus

Loading...
Up