Цифровое самоопределение участников образовательного процесса современной школы

 
Код статьиS181570410020341-0-1
DOI10.54884/S181570410020341-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор кафедры управления образованием
Аффилиация: Ленинградский областной институт развития образования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
Выпуск
Страницы90-95
Аннотация

В статье анализируется технология обеспечения процесса самоопределения участников педагогической деятельности в цифровой среде школы, опирающаяся на широкое многообразие предоставляемых возможностей и осознанный выбор субъектами образовательных отношений собственных путей развития. Приводятся примеры конкретного построения образовательного процесса в условиях карантинных ограничений, данные опроса школьного коллектива по работе в этих условиях. Делается вывод о дальнейших перспективах развития современного образования с учётом рисков и угроз, а также получаемых импульсов к необходимым изменениям.

Ключевые словацифровизация образования, самоопределение ученика и учителя, информационно-коммуникативные технологии, онлайн-обучение, индивидуальный образовательный маршрут
Получено25.05.2022
Дата публикации25.05.2022
Кол-во символов14581
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Все науки о человеке изучают вопросы, связанные с его самоопределением. В разных исторических эпохах, в разных культурах эта тема рассматривается под разными углами зрения. «Давно уже было замечено, что отдельные люди и целые народы философствуют талантливее всего, когда им плохо…» [7]. Согласимся с автором и заметим, что самопознание и самоопределение в кризисные времена являются своеобразным маяком, подсказывающим направление выхода из кризиса.
2 Сегодня мир стоит на пороге глобальных изменений. Появление интернета и беспроводной связи, развитие транспортной доступности способствуют стремительному ускорению темпов перемен. Мощнейшим инструментом образовательных изменений становится цифровизация школы, благодаря которой тема самоопределения человека не только не теряет актуальности, а получает новое звучание, так как возможности поиска себя, своего предназначения, своей самости многократно возрастают, ведь человеку предоставляется свободный доступ ко всем ресурсам мировой культуры [13].
3 Базовый лицей № 590 Санкт-Петербурга был основан по профилю информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), где ключевым словом является понятие коммуникативности [4]. Коммуникация – взаимодействие, общение, взаимосвязь. В современном мире уже невозможно разделить общение реальное и виртуальное. Разговор по телефону является реальным общением, хотя собеседники порой даже не знают местоположения друг друга. Таким же реальным общением является интернет-взаимодействие. По своей сути переписка в сети ничем не отличается от традиционного эпистолярного жанра, только позволяет её осуществлять оперативно, без перерыва на доставку. Естественно, в различных видах общения сложились свои определённые правила поведения и, наконец, имеются свои технические возможности. В традиционное «бумажное» письмо отправитель не станет вкладывать кассету с понравившимся фильмом, а в электронном письме такое вложение становится поводом для подробного разговора.
4 Популярная в последнее время тема цифровизации образования, к сожалению, чаще всего сводится к обсуждению дистанционного обучения, хотя этот вид обучения является всего лишь одним из элементов цифровизации школы. Цифровая школа – это не только компьютеры, установленные в каждый класс и соединенные в быстродействующую сеть, это и цифровые учебники (не оцифровка бумажных оригиналов), и электронный бумагооборот (электронные журналы, дневники, учебные программы…), и живой, постоянно развивающийся сайт образовательной организации, и цифровые сообщества учеников, учителей, родителей, и, конечно, отлаженный системный комплекс средств обучения, воспитания, взаимодействия, управления, в котором компьютер является лишь техническим инструментом, обеспечивающим эту сложнейшую взаимосвязь.

всего просмотров: 290

Оценка читателей: голосов 0

1. Давыденко Е.В., Егорова Ю.А. Отличие философии Востока от философии Запада. [Электронный ресурс]. URL: http https://files.scienceforum.ru/pdf/2010/article731.pdf. (дата обращения 17.10.2020).

2. Дьякова Е.А., Сечкарева Г.Г. Цифровизация образования как основа подготовки учителя ХХI века: проблемы и решения // Вестник Армавирского ГПУ.– 2019.– №2. – С. 24-36.

3. Каменский А.М. В поисках смыслов //Директор школы. – 2019. – №4.– С. 68-76.

4. Каменский А.М. Инновационная модель лицейского образования: моногр. – СПб.: ЛОИРО, 2013. – 335 с.

5. Кассиди Ф.Х. Сократ. – СПб.: Алетейя, 2001. – 352 с.

6. Маниковская М.А. Цифровизация образования: вызовы традиционным нормам и принципам морали // Власть и управление на Востоке России.– 2019. – №2(87). – С. 100-106.

7. Мантров А.В. Проблема самопознания: опыт онтологического анализа: дис. … канд. философск.наук – Оренбург, 2009. – 154 с.

8. Морозов А.В., Самборская Л.Н. Профессионализм учителя как важнейший ресурс и детерминанта качества педагогической деятельности в условиях цифровой образовательной среды // Казанский педагогический журнал.– 2018. – №6 (131). – С. 43-48.

9. Омарова С.К. Современные тенденции образования в эпоху цифровизации // Педагогика. Вопросы теории и практики.– 2018. – №1 (9). – С. 78-83.

10. Пискунов А.Н. История педагогики и образования. – М.: Сфера, 2001. – 283 с.

11. Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. – Пермь, Изд-во Пермского университета, 2000. – 482 с.

12. GuthrieW.K. Socrates and Plato. Brisbane. Univ. of Queen. press, 1958. - 270 p.

13. Wellman C.N. A theory of secession: the case for self-determination. – New York. Cambridge univ. press. 2015.–199 p.

14. Wendel. S.J. Scriptural interpretation and community self – definition. – Boston. Leiden, 2011.– 337 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх