Digital self-determination of participants of modern school educational process

 
PIIS181570410020341-0-1
DOI10.54884/S181570410020341-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor in the Department of Managing in Education
Affiliation: Leningrad Regional Institute of Education Development
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
Edition
Pages90-95
Abstract

The article analyzes the technology of ensuring the process of self-determination of participants in pedagogical activity in the digital environment of the school, based on the wide variety of provided opportunities and the conscious choice of the subjects of educational relations of their own ways of development. Examples of the specific construction of the educational process in conditions of quarantine restrictions, data from a survey of the school collective on work in these conditions are given. The conclusion is made about the further prospects for the development of modern education, taking into account the risks and threats, as well as the received impulses for the necessary changes.

Keywordsdigitalization of education, self-determination of a student and teacher, information and communication technologies, online learning, individual educational route
Received25.05.2022
Publication date25.05.2022
Number of characters14581
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Все науки о человеке изучают вопросы, связанные с его самоопределением. В разных исторических эпохах, в разных культурах эта тема рассматривается под разными углами зрения. «Давно уже было замечено, что отдельные люди и целые народы философствуют талантливее всего, когда им плохо…» [7]. Согласимся с автором и заметим, что самопознание и самоопределение в кризисные времена являются своеобразным маяком, подсказывающим направление выхода из кризиса.
2 Сегодня мир стоит на пороге глобальных изменений. Появление интернета и беспроводной связи, развитие транспортной доступности способствуют стремительному ускорению темпов перемен. Мощнейшим инструментом образовательных изменений становится цифровизация школы, благодаря которой тема самоопределения человека не только не теряет актуальности, а получает новое звучание, так как возможности поиска себя, своего предназначения, своей самости многократно возрастают, ведь человеку предоставляется свободный доступ ко всем ресурсам мировой культуры [13].
3 Базовый лицей № 590 Санкт-Петербурга был основан по профилю информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), где ключевым словом является понятие коммуникативности [4]. Коммуникация – взаимодействие, общение, взаимосвязь. В современном мире уже невозможно разделить общение реальное и виртуальное. Разговор по телефону является реальным общением, хотя собеседники порой даже не знают местоположения друг друга. Таким же реальным общением является интернет-взаимодействие. По своей сути переписка в сети ничем не отличается от традиционного эпистолярного жанра, только позволяет её осуществлять оперативно, без перерыва на доставку. Естественно, в различных видах общения сложились свои определённые правила поведения и, наконец, имеются свои технические возможности. В традиционное «бумажное» письмо отправитель не станет вкладывать кассету с понравившимся фильмом, а в электронном письме такое вложение становится поводом для подробного разговора.
4 Популярная в последнее время тема цифровизации образования, к сожалению, чаще всего сводится к обсуждению дистанционного обучения, хотя этот вид обучения является всего лишь одним из элементов цифровизации школы. Цифровая школа – это не только компьютеры, установленные в каждый класс и соединенные в быстродействующую сеть, это и цифровые учебники (не оцифровка бумажных оригиналов), и электронный бумагооборот (электронные журналы, дневники, учебные программы…), и живой, постоянно развивающийся сайт образовательной организации, и цифровые сообщества учеников, учителей, родителей, и, конечно, отлаженный системный комплекс средств обучения, воспитания, взаимодействия, управления, в котором компьютер является лишь техническим инструментом, обеспечивающим эту сложнейшую взаимосвязь.

views: 293

Readers community rating: votes 0

1. Davydenko E.V., Egorova Yu.A. Otlichie filosofii Vostoka ot filosofii Zapada. [Ehlektronnyj resurs]. URL: http https://files.scienceforum.ru/pdf/2010/article731.pdf. (data obrascheniya 17.10.2020).

2. D'yakova E.A., Sechkareva G.G. Tsifrovizatsiya obrazovaniya kak osnova podgotovki uchitelya KhKhI veka: problemy i resheniya // Vestnik Armavirskogo GPU.– 2019.– №2. – S. 24-36.

3. Kamenskij A.M. V poiskakh smyslov //Direktor shkoly. – 2019. – №4.– S. 68-76.

4. Kamenskij A.M. Innovatsionnaya model' litsejskogo obrazovaniya: monogr. – SPb.: LOIRO, 2013. – 335 s.

5. Kassidi F.Kh. Sokrat. – SPb.: Aletejya, 2001. – 352 s.

6. Manikovskaya M.A. Tsifrovizatsiya obrazovaniya: vyzovy traditsionnym normam i printsipam morali // Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii.– 2019. – №2(87). – S. 100-106.

7. Mantrov A.V. Problema samopoznaniya: opyt ontologicheskogo analiza: dis. … kand. filosofsk.nauk – Orenburg, 2009. – 154 s.

8. Morozov A.V., Samborskaya L.N. Professionalizm uchitelya kak vazhnejshij resurs i determinanta kachestva pedagogicheskoj deyatel'nosti v usloviyakh tsifrovoj obrazovatel'noj sredy // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal.– 2018. – №6 (131). – S. 43-48.

9. Omarova S.K. Sovremennye tendentsii obrazovaniya v ehpokhu tsifrovizatsii // Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki.– 2018. – №1 (9). – S. 78-83.

10. Piskunov A.N. Istoriya pedagogiki i obrazovaniya. – M.: Sfera, 2001. – 283 s.

11. Tatarkevich V. Istoriya filosofii. Antichnaya i srednevekovaya filosofiya. – Perm', Izd-vo Permskogo universiteta, 2000. – 482 s.

12. GuthrieW.K. Socrates and Plato. Brisbane. Univ. of Queen. press, 1958. - 270 p.

13. Wellman C.N. A theory of secession: the case for self-determination. – New York. Cambridge univ. press. 2015.–199 p.

14. Wendel. S.J. Scriptural interpretation and community self – definition. – Boston. Leiden, 2011.– 337 p.

Система Orphus

Loading...
Up