Регуляторные способности в детстве: современные представления и методы исследования

 
Код статьиS020595920000421-9-1
DOI10.31857/S020595920000069-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
ФГБУ “НИИ физиологии и фундаментальной медицины”
Новосибирский государственный университет
Адрес: 630117, г. Новосибирск, ул. Тимакова, 4 г, Новосибирск-117, Россия; 630090, г. Новосибирск, ул. Пирогова, 1, Россия
Аффилиация: НИИ физиологии и фундаментальной медицины
Адрес: 630117, г. Новосибирск, ул. Тимакова, 4, Россия
Аффилиация: НИИ физиологии и фундаментальной медицины
Адрес: 630117, г. Новосибирск, ул. Тимакова, 4, Россия
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 39 №4
Страницы38-48
Аннотация

Приведен обзор современных исследований, посвященных изучению регуляторных способностей детей в первые годы жизни. Показано, что для описания исследуемого конструкта в исследованиях используют понятие “effortful control” и исполнительные функции, и такие русскоязычные термины как саморегуляция, произвольная регуляция, волевая регуляция, самоконтроль, импульсивный контроль и контроль поведения. Представлены основные методы исследования регуляторных способностей детей (родительские опросники, психофизиологические методы, поведенческие тесты), описаны слабые и сильные стороны каждого из этих методов. Показано, что уровень произвольной регуляции в детстве позволяет прогнозировать важные результаты развития: совесть, социальную компетентность, эмпатию, физическое и психическое здоровье, материальное благополучие и низкую агрессивность в дальнейшей жизни; при этом низкий уровень регуляторных способностей связан с большей частотой и тяжестью эмоциональных и поведенческих проблем, а также с их последствиями, включая зависимость от психоактивных веществ и криминальное поведение.

Ключевые словарегуляторные способности, effortful control, произвольная регуляция, развитие, дети, тормозный контроль, внимание, благополучие, тестовые поведенческие батареи
Источник финансированияРабота выполнена при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 16-18-00003). This study was supported by the Russian Science Foundation (project No. 16-18-00003).
Получено11.10.2018
Дата публикации14.10.2018
Кол-во символов1086
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 2724

Оценка читателей: голосов 0

1. Виленская Г.А. Контроль поведения и развитие индивидуальности // Образовательная политика. 2014. № 2. С. 46–52.

2. Козлова Е.А., Слободская Е.Р., Ахметова О.А. Индивидуальные особенности и социально-экономические характеристики семьи как факторы психического здоровья детей // Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10. С. 46–53.

3. Колмагорова А.В., Слободская Е.Р., Гартштейн М.Э. Адаптация русскоязычной версии опросника для изучения темперамента детей раннего возраста // Психологический журнал. 2008. Т. 29. С. 121–136.

4. Кузнецова В.Б., Козлова Е.А. Современные представления о самоконтроле: обзор зарубежной литературы // Теоретическая и экспериментальная психология. 2016. Т. 9. С. 84–94.

5. Мачинская И.Р. Функциональное созревание мозга и формирование нейрофизиологических механизмов избирательного произвольного внимания у детей младшего школьного возраста // Физиология человека. 2006. Т. 32. С. 26–36.

6. Пирадов М.А., Супонева Н.А., Селиверстов Ю.А., Лагода Д.Ю., Сергеев Д.В., Кремнева Е.И., и др. Возможности современных методов нейровизуализации в изучении спонтанной активности головного мозга в состоянии покоя // Неврологический журнал. 2016. № 1. С. 4–12

7. Савина Е.А. Проблема развития произвольной регуляции у детей в современной западной психологии // Cовременная зарубежная психология. 2015. Т.4. C. 45–54.

8. Сергиенко Е.А. Контроль поведения: индивидуальные ресурсы субъектной регуляции // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. №5.

9. Сергиенко Е.А., Виленская Г.А., Ковалева Ю.В. Контроль поведения как субъектная регуляция. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2010. 352 с.

10. Allan N.P., Lonigan C.J. Examining the dimensionality of effortful control in preschool children and its relation to academic and socioemotional indicators // Dev. Psychol. 2011. V. 47. P. 905–915.

11. Archibald S.J., Kerns K.A. Identification and Description of New Tests of Executive Functioning in Children // Child Neuropsychol. 2010. P. 115–129.

12. Bates J.E., Bayles K. Objective and subjective components in mothers’ perceptions of their children from age 6 months to 3 years // Merrill-Palmer Quarterly. 1984. P. 111–130.

13. Blair C., Razza R.P. Relating Effortful Control, Executive Function, and False Belief Understanding to Emerging Math and Literacy Ability in Kindergarten // Child Dev. 2007. V. 78. P. 647–663.

14. Brock L.L., Rimm-Kaufman S.E., Nathanson L., Grimm K.J. The contributions of “hot” and “cool” executive function to children’s academic achievement, learning-related behaviors, and engagement in kindergarten // Early Child. Res. Quarterly. 2009. V. 24. P. 337–349.

15. Bull R., Scerif G. Executive functioning as a predictor of children's mathematics ability: Inhibition, switching, and working memory // Dev. Neuropsychol. 2001. V. 19. P. 273–293.

16. Catale C., Meulemans T. The Real Animal Size Test (RAST). A New Measure of Inhibitory Control for Young Children // Europ. Journ. Psychol. Assess. 2009. V. 25. P.83–91.

17. Chang H., Olson S.L., Sameroff A.J., Sexton H.R. Child effortful control as a mediator of parenting practices on externalizing behavior // Journ. Abnorm. Child Psychol. 2011. V. 39. P. 71–81.

18. De Ridder D.T.D., Lensvelt-Mulders G., Finkenauer C., Stok F.M., Baumeister R.F. Taking stock of self-control: A metaanalysis of how trait self-control relates to a wide range of behaviors // Pers. Soc. Psychol. Rev. 2012. V. 16. P. 76–99.

19. DeLisi M., Vaughn M.G. Foundation for a temperament-based theory of antisocial behavior and criminal justice system involvement // Journ. Crim, Justice. 2014. V. 42. P. 10–25.

20. Domitrovich C., Cortes R., Greenberg M. Improving young children's social and emotional competence: A randomized trial of the preschool “PATHS” curriculum // Journ. Prim. Prevent. 2007. V. 28. P. 67–91.

21. Dreisbach G., Fischer R. The role of affect and reward in the conflict-triggered adjustment of cognitive control // Human neuroscience. 2012. V. 6. P. 342.

22. Duckworth A.L., Kern M. A meta-analysis of the convergent validity of self-control measures // Journ. Res. Pers. 2011. V. 45. P. 259–268.

23. Durbin C.E., Hayden E.P., Klein D.N., Olino T.M. Stability of laboratory-assessed temperamental emotionality traits from ages 3 to 7 // Emotion. 2007. V. 7. P. 388–399.

24. Eisenberg N. Temperamental effortful control (self-regulation). Encyclopedia on Early Childhood Development. 2012. V. 1. P. 1–5.

25. Eisenberg N., Ma Y., Chang L., Zhou Q., West S.G., Aiken L. Relations of effortful control, reactive undercontrol, and anger to Chinese children's adjustment // Dev. and Psychopath. 2007. V. 19. P. 385–409.

26. Espy K.A., McDiarmid M.M., Cwik M.F., Stalets M.M., Hamby A., Senn T.E. The contribution of executive functions to emergent mathematic skills in preschool children // Dev. Neuropsychol. 2004. V. 26. P. 465–486.

27. Fox N.A., Calkins S.D. The development of self-control of emotion: Intrinsic and extrinsic influences // Motivation and Emotion. 2003. V.27. P. 7–26.

28. Gagne J.R. Self-Control in Childhood: A Synthesis of Perspectives and Focus on Early Development // Child Dev. Perspect. 2017. V. 0. P. 1–6.

29. Garon N., Bryson S.E., Smith I.M. Executive Function in Preschoolers: A Review Using an Integrative Framework // Psychol. bull. 2008. V. 143. P. 31–60.

30. Gartstein M.A., Knyazev G.G., Slobodskaya H.R. Cross-cultural differences in the structure of infant temperament: United States of America (U.S.) and Russia // Infant Beh. and Dev. 2005. V. 28. P. 54–61.

31. Gartstein M.A., Rothbart M.K. Studying infant temperament via a revision of the infant behavior questionnaire // Infant Beh. and Dev. 2003. V. 26. P. 64–86.

32. Gartstein M.A., Slobodskaya H.R., Kinsht I.A. Cross-cultural differences in the first year of life: United States of America (U.S.) and Russia // Intern. Journ. Beh. Dev. 2003. V. 27. P. 316–328.

33. Gerstadt C.L., Hong Y.J., Diamond A. The relationship between cognition and action: Performance of children 312–7 years old on a Stroop-like daynight test // Cognition. 1994. V. 53. P. 129–153.

34. Halverson C.F., Havill V.L., Deal J., Baker S.R., Victor J., Pavlopoulos V. et al. Personality structure as derived from parental ratings of free descriptions of children: The Inventory of Child Individual Differences // Journ. Pers. 2003. V. 71. P. 995–1026.

35. Hart S., Field T., Roitfarb M. Depressed mothers' assessments of their neonates' behaviors // Journ. Infant Mental Health. 1999. V. 20. P. 200–210.

36. Heatherton T.F., Wagner D.D. Cognitive neuroscience of selfregulation failure // Trends in Cognitive Sciences. 2011. V. 15. P. 132–139.

37. Kagan J., Fox N.A. Biology, culture, and temperamental biases // Handbook of child psychology: Social, emotional and personality development, 6th ed. / Eds. Damon W., Lerner R., Eisenberg N. New York: Wiley, 2006. P. 167–225.

38. Karreman A., Van Tuijl C., Van Aken M.A., Deković M. Parenting, coparenting, and effortful control in preschoolers // Journ. Family Psychol. 2008. V. 22. P. 30–40.

39. Kelley W.M., Wagner, D.D., Heatherton, T.F. In search of a human self-regulation system // Annu. Rev. Neurosc. 2015. V. 38. P. 389–411.

40. Kim S., Nordling J.K., Yoon J.E., Boldt L.J., Kochanska G. Effortful Control in “Hot” and “Cool” Tasks Differentially Predicts Children’s Behavior Problems and Academic Performance // Journ. Abnorm. Child Psychol. 2013. V. 41. P. 43–56.

41. Kochanska G., Knaack A. Effortful Control as a Personality Characteristic of Young Children: Antecedents, Correlates, and Consequences // Journ. Pers. 2003. V. 71. P. 1087–1112.

42. Kochanska G., Murray K., Coy K.C. Inhibitory Control as a Contributor to Conscience in Childhood: From Toddler to Early School Age // Child Dev. 1997. V. 68. P. 263–277.

43. Kochanska G., Murray K.T., Harlan, E.T. Effortful control in early childhood: continuity and change, antecedents, and implications for social development // Dev. Рsychol. 2000. V. 36. P. 220–232.

44. Lengua L.J, Honorado E, Bush N.R. Contextual risk and parenting as predictors of effortful control and social competence in preschool children // Journ. App. Dev. Psychol. 2003. V. 28. P. 40–55.

45. Martin-Rhee M.M., Bialstok E. The development of two types of inhibitory control in monolingual and bilingual children // Bilingualism: Language and Cognition. 2008. V. 11. P.81–93.

46. Mischel W., Auduk O. Willpower in cognitive-affective processing system: the dynamics of delay of gratification // Handbook of Self-Regulation / Eds. R.F. Baumeister, K.D. Vohs. N. Y.: Gulford Press, 2004. P. 99–129.

47. Moffitt T.E., Arseneault L., Belsky D., Dickson N., Hancox R.J., Harrington H., Caspi A. A gradient of childhood self-control predicts health, wealth, and public safety // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2011. V. 108. P. 2693–2698.

48. Murray K.T., Kochanska, G. Effortful control: Factor structure and relation to externalizing and internalizing behaviors // Journ. Abnorm. Child Psychol. 2002. V. 30. P. 503–514.

49. Pauli-Pott U., Mertesacker B., Bade U., Haverkock A., Beckmann D. Parental perceptions of infant temperamental development // Infant Beh. and Dev. 2003. V. 26. P. 27–48.

50. Posner M.I., Rothbart M.K., Sheese B.E., Voelker P. Control networks and neuromodulators of early development // Dev. Psychol. 2012. V. 48. P. 827–835.

51. Putnam S.P., Gartstein M.A., Rothbart M.K. Measurement of fine-grained aspects of toddler temperament: The Early Childhood Behavior Questionnaire // Infant Beh. and Dev. 2006. V. 29. P. 386–401.

52. Putnam S.P., Rothbart M.K. Development of short and very short forms of the Children’s Behavior Questionnabre // Yourn. Pers. Asseess. 2006. V.87. P.102-112.

53. Rothbart M.K. Temperament – Synthesis // Encyclopedia on early childhood development / Eds. R.E. Tremblay, M. Boivin, R.DeV. Peters [http://www.child-encyclopedia.com/]

54. Rothbart M.K. Temperament, development and personality // Cur. Direct. in Psychol. Science. 2007. V. 16. P. 207–212.

55. Rothbart M.K., Bates J.E. Temperament // Handbook of child psychology: Social, emotional and personality development, 6th ed. / Eds. Damon W., Lerner R., Eisenberg N. New York: Wiley, 2006. P. 99–166.

56. Rothbart M.K., Sheese B.E., Posner M.I. Executive attention and effortful control: linking temperament, brain networks, and genes // Child Dev. Perspect. 2007. V. 1. P. 2–7.

57. Rothbart M.K., Sheese B.E., Rueda M.R., Posner M.I. Developing mechanisms of self-regulation in early life // Emotion Review. 2011. V. 2. P. 207–213.

58. Rueda M. R., Rothbart M.K., McCandliss B.D., Saccomanno L., Posner M.I. Training, maturation, and genetic influences on the development of executive attention // Proceedings of the National Academy of Sciences USA. 2005. V. 102. P. 14931–14936.

59. Rueda M.R., Posner M.I., Rothbart M.K. Attentional control and self-regulation // Handbook of self-regulation: Research, theory and applications / Eds. Baumeister R.F., Vohs K.D. NY: Guilford Press, 2004. P. 283–300.

60. Samyn V., Roeyers H., Bijttebier P., Rosseela Y., Wiersema J.R. Assessing effortful control in typical and atypical development: are questionnaires and neuropsychological measures interchangeable? A latent-variable analysis // Res. in Dev. Disabil. 2015. V. 36. P. 587–599.

61. Samyn V., Roeyers H., Bijttebier P., Wiersema J.R. Attentional networks in boys with ADHD or autism spectrum disorder and the relationship with effortful control // Journ. Attent. Disord. 2013. V. 20. P. 1–12.

62. Seeley W.W., Menon V., Schatzberg A.F., Keller J., Glover G.H., Kenna H., Reiss A.L., Greicius M.D. Dissociable Intrinsic Connectivity Networks for Salience Processing and Executive Control // Journ. Neurosc. 2007. V. 27. P. 2349–2356.

63. Shiner R.L. Temperament and personality in childhood // Mroczek D.K., Little T.D. (Eds.). Handbook of personality development. Mahwah, New Jersey: Lawrence Elbaum Associate, 2006. 528 p.

64. Silton R.L., Heller W., Towers D.N., Engels A.S., Spielberg J.M., Edgar J.C., et al. The time course of activity in dorsolateral prefrontal cortex and anterior cingulated cortex during top-down attentional control // Neuroimage. 2010. V. 50. P. 1292–1302

65. Simonds J., Rothbart M.K. The Temperament in Middle Childhood Questionnaire (TMCQ): A computerized selfreport measure of temperament for ages 7–10. Poster presented at the Occasional Temperament Conference, Athens, GA. 2004.

66. Spinrad T.L., Eisenberg N., Gaertner B., Popp T., Smith C.L., Kupfer A., Hofer C. Relations of maternal socialization and toddlers' effortful control to children's adjustment and social competence // Dev. Psychol. 2007. V. 43. P. 1170–1186.

67. Stroop J.R. Studies of interference in serial verbal reactions // Journ. Experiment. Psychol. 1935. V. 18. P.643–662.

68. Sulik M.J., Huerta S., Zerr A.A., Eisenberg N., Spinrad T.L., Valiente C., et al. The Factor Structure of Effortful Control and Measurement Invariance Across Ethnicity and Sex in a High-Risk Sample // Journ. Psychopath. Beh. Assess. 2009. V. 32. P. 8–22.

69. Verstraeten K., Vasey M.W., Claes L., Bijttebier P. The assessment of effortful control in childhood: Questionnaires and the test of everyday attention for children compared // Pers. and Individ. Diff. 2010. V. 48. P. 59–65.

70. Volman I., Roelofs K., Koch S., Verhagen L., Toni I. Anterior prefrontal cortex inhibition impairs control over social emotional actions // Curr. Biology. 2011. V 21. P. 1766–1770.

71. Yiend J. The effects of emotion on attention: A review of attentional processing of emotional Information // Cognition and Emotion. 2010. V. 24. P.3–47.

72. Zelazo P.D., Muller U., Frye D., Marcovitch S. The development of executive function in early childhood // Monographs of the Society for Research in Child Development, 2003. 89 p.

73. Zhou Q., Chen S.H., Main A. Commonalities and differences in the research on children’s effortful control and executive function: a call for an integrated model of self-regulation // Child Dev. Perspect. 2012. V. 6. P. 112–121.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх