Problems of Modern Aesthetic Education: the Formation of a New Sensuality

 
PIIS181570410020338-6-1
DOI10.54884/S181570410020338-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor of Department of Philosophy, Cultural Studies and Foreign Languages
Affiliation: Saint-Petersburg State Institute of Psychology and Social Work
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
Edition
Pages71-75
Abstract

The article examines the problems of the need for transformations in the field of modern aesthetic education associated with the processes of strengthening the virtual component in artistic culture and in the vast social sphere, including the field of education.It is noted that in the conditions of visualization and digitalization of culture, synesthesia as a phenomenon of non-verbal associative thinking becomes an important means of maintaining the integrity of the world perception. The prospects of applying synesthetic methodologies in aesthetics and pedagogy are analyzed.

Keywordsaesthetics, aesthetic education, aesthetic perception, aesthetic upbringing, aesthetic consciousness, synesthesia, synthesis of arts
Received24.05.2022
Publication date24.05.2022
Number of characters13761
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Современное эстетическое образование столкнулось с проблемой необходимости совершенствования существующих классических методик развития эстетического сознания, эстетического вкуса и креативности. Потребность в трансформациях связана с двумя основными причинами: в обширной сфере визуально ориентированной современной культуры усиливается влияние мультимедийных арт-практик и цифровых технологий, активизирующих все чувственные каналы восприятия информации (феномен синестезии – от греч. synaisthesis – соощущение). В то же время в эстетике наблюдаются кризисные явления, результатом которых становятся пересмотр категориального аппарата и переоценка актуальности классических категорий. Очевидно, что вторая указанная причина непосредственно связана с усилением виртуальной составляющей в художественной культуре и в широкой социальной сфере, в том числе и в образовании.
2 По мнению ведущего специалиста в исследовании синестезии Н. П. Коляденко, «в условиях современной визуализации и цифровизации культуры, преобладания «клипового» мышления синестезия как невербальный феномен становится важным средством сохранения целостности сенсорного опыта. [8, с. 3].
3 В России наиболее глубокие исследования феномена синестезии в эстетике и в области искусства были осуществлены казанским ученым Б. М. Галеевым – основателем НИИ «Прометей», который классифицировал это явление как особую форму невербального метафорического мышления, подчеркивая общеэстетическую природу синестезии [2].
4 В настоящее время исследования синестезии носят обобщающий характер: осмысливается накопленный практический опыт, формируется научная теория синестезии, апробируются методики исследования этого феномена и педагогические методологии, основанные на синестезии.
5 Обращаясь к актуальной проблеме становления новой чувственности, следует отметить, что синестетические способности восприятия человеком окружающей реальности в каждый исторический период соответствуют особенностям межвидовых связей в искусстве или уровню сложности синтеза в слухозрительных искусствах, указывая на степень целостности чувственного мировосприятия. Внимание к феномену синестезии неуклонно возрастает при становлении новых видов искусства, связанных с развитием компьютерных технологий и применением технических средств аудиовизуальной коммуникации, например, это относится к киноискусству, светомузыке, световому дизайну и световой архитектуре, медиаискусству, в том числе виртуальному, электронному и сетевому искусству, видеоиграм, компьютерной робототехнике и др. [9].
6 В эстетике синестезия может рассматриваться как категория, отражающая взаимосвязь чувств и ощущений, участвующая в процессах смыслообразования и зафиксированная в художественных образах или синестетических кодах. Эстетическая функция синестезии заключается в формировании символико-эстетической образности и смыслового концепта произведения искусства; усилении экспрессии и выразительности; формировании особых синестетических кодов, отражающих авторское мировосприятие, обладающих экспрессией и эмотивностью [9].

views: 295

Readers community rating: votes 0

1. Volkova P. S. Sinestetichnost' v kontekste obrazovaniya: metodologicheskij podkhod // Voprosy muzykal'noj sinestetiki: istoriya, teoriya, praktika: sb. nauch. st. Vyp. 3. – Novosibirsk: Novosib. gos. konservatoriya im. M. I. Glinki, 2020. – 322 s.

2. Galleev B. M. Chelovek, iskusstvo, tekhnika. – Kazan': KGTU im. A. N. Tupoleva, 1987. – 264 s.

3. Zavadskij S.A. Sinesteziya kak aktualizatsiya edinstva chelovecheskoj chuvstvennosti v igre iskusstva // Galeevskie chteniya: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii «Ot sinestezii k sintezu iskusstv» («Prometej – 2015»), 2 – 4 oktyabrya 2015 goda. – Kazan': Izd-vo «Brig», 2015. – 387 s.

4. Zajtseva M. L. Filosofiya iskusstva i sinesteziya // Srednerusskij vestnik obschestvennykh nauk. – 2013. – № 2. – S. 24-30.

5. Zajtseva M. L. Sinestezijnoe vospriyatie proizvedenij iskusstva: obogaschenie i garmonizatsiya kognitivnykh protsessov // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta.– 2012. – №2 (17). – S. 129-135. – Ser. 7, Filosofiya.

6. Zajtseva M. L. Homo synaisthetis: osobennosti ehsteticheskogo vospriyatiya i khudozhestvennogo myshleniya // Vestnik Bashkirskogo universiteta. T. 18. Filosofiya. – 2012. – № 2. – S. 301-310.

7. Kandinskij V. O dukhovnom v iskusstve. –M: Ehksmo-Press, 2016. – 160 s.

8. Kolyadenko N. P. Predislovie // Voprosy muzykal'noj sinestetiki: istoriya, teoriya, praktika: sb. nauch. st. Vyp. 3. – Novosibirsk: Novosib. gos. konservatoriya im. M. I. Glinki, 2020. – 322 s.

9. Konanchuk S. V. [Moskovskaya S. V.] Problema sinestezii v kontekste ehksperimental'noj ehstetiki // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina, Nauchnyj zhurnal № 2, tom 2, Filosofiya. – SPb.: Izd-vo LGU im. A. S. Pushkina, 2013. – S. 116-124.

10. Konanchuk S. V. Ehsteticheskoe obrazovanie: sinesteziya i sintez iskusstv // Chelovek i obrazovanie. – 2018. – №2 (55). – S. 165-169.

11. Medova A. A. «Sinesteticheskaya sfera embodied mind: na primere tsvetnogo slukha muzykantov» // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya. – 2018. – № 45. – S. 25-33.

12. Moskovskaya S.V.[Konanchuk S.V.] Zvuk i Tsvet. Pedagogika buduschego – sintez iskusstv. – SPb.: Izd-vo «Tipografiya Ivana Fedorova», 1995. – 77 s.

Система Orphus

Loading...
Up