Проблемы современного эстетического образования: становление новой чувственности

 
Код статьиS181570410020338-6-1
DOI10.54884/S181570410020338-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент кафедры философии, культурологии и иностранных языков
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
Выпуск
Страницы71-75
Аннотация

В статье рассматриваются проблемы необходимости трансформаций в сфере современного эстетического образования, связанные с процессами усиления виртуальной составляющей в художественной культуре и в обширной социальной сфере, в том числе в области образования. Отмечается, что в условиях визуализации и цифровизации культуры синестезия как феномен невербального ассоциативного мышления становится важным средством сохранения целостности мировосприятия. Проанализированы перспективы применения синестетических методологий в эстетике и педагогике.

Ключевые словаэстетика, эстетическое образование, эстетическое восприятие, эстетическое сознание, эстетический опыт, синестезия, синтез искусств
Получено24.05.2022
Дата публикации24.05.2022
Кол-во символов13761
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Современное эстетическое образование столкнулось с проблемой необходимости совершенствования существующих классических методик развития эстетического сознания, эстетического вкуса и креативности. Потребность в трансформациях связана с двумя основными причинами: в обширной сфере визуально ориентированной современной культуры усиливается влияние мультимедийных арт-практик и цифровых технологий, активизирующих все чувственные каналы восприятия информации (феномен синестезии – от греч. synaisthesis – соощущение). В то же время в эстетике наблюдаются кризисные явления, результатом которых становятся пересмотр категориального аппарата и переоценка актуальности классических категорий. Очевидно, что вторая указанная причина непосредственно связана с усилением виртуальной составляющей в художественной культуре и в широкой социальной сфере, в том числе и в образовании.
2 По мнению ведущего специалиста в исследовании синестезии Н. П. Коляденко, «в условиях современной визуализации и цифровизации культуры, преобладания «клипового» мышления синестезия как невербальный феномен становится важным средством сохранения целостности сенсорного опыта. [8, с. 3].
3 В России наиболее глубокие исследования феномена синестезии в эстетике и в области искусства были осуществлены казанским ученым Б. М. Галеевым – основателем НИИ «Прометей», который классифицировал это явление как особую форму невербального метафорического мышления, подчеркивая общеэстетическую природу синестезии [2].
4 В настоящее время исследования синестезии носят обобщающий характер: осмысливается накопленный практический опыт, формируется научная теория синестезии, апробируются методики исследования этого феномена и педагогические методологии, основанные на синестезии.
5 Обращаясь к актуальной проблеме становления новой чувственности, следует отметить, что синестетические способности восприятия человеком окружающей реальности в каждый исторический период соответствуют особенностям межвидовых связей в искусстве или уровню сложности синтеза в слухозрительных искусствах, указывая на степень целостности чувственного мировосприятия. Внимание к феномену синестезии неуклонно возрастает при становлении новых видов искусства, связанных с развитием компьютерных технологий и применением технических средств аудиовизуальной коммуникации, например, это относится к киноискусству, светомузыке, световому дизайну и световой архитектуре, медиаискусству, в том числе виртуальному, электронному и сетевому искусству, видеоиграм, компьютерной робототехнике и др. [9].
6 В эстетике синестезия может рассматриваться как категория, отражающая взаимосвязь чувств и ощущений, участвующая в процессах смыслообразования и зафиксированная в художественных образах или синестетических кодах. Эстетическая функция синестезии заключается в формировании символико-эстетической образности и смыслового концепта произведения искусства; усилении экспрессии и выразительности; формировании особых синестетических кодов, отражающих авторское мировосприятие, обладающих экспрессией и эмотивностью [9].

всего просмотров: 291

Оценка читателей: голосов 0

1. Волкова П. С. Синестетичность в контексте образования: методологический подход // Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика: сб. науч. ст. Вып. 3. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2020. – 322 с.

2. Галлеев Б. М. Человек, искусство, техника. – Казань: КГТУ им. А. Н. Туполева, 1987. – 264 с.

3. Завадский С.А. Синестезия как актуализация единства человеческой чувственности в игре искусства // Галеевские чтения: Материалы Международной научно-практической конференции «От синестезии к синтезу искусств» («Прометей – 2015»), 2 – 4 октября 2015 года. – Казань: Изд-во «Бриг», 2015. – 387 с.

4. Зайцева М. Л. Философия искусства и синестезия // Среднерусский вестник общественных наук. – 2013. – № 2. – С. 24-30.

5. Зайцева М. Л. Синестезийное восприятие произведений искусства: обогащение и гармонизация когнитивных процессов // Вестник Волгоградского государственного университета.– 2012. – №2 (17). – С. 129-135. – Сер. 7, Философия.

6. Зайцева М. Л. Homo synaisthetis: особенности эстетического восприятия и художественного мышления // Вестник Башкирского университета. Т. 18. Философия. – 2012. – № 2. – С. 301-310.

7. Кандинский В. О духовном в искусстве. –М: Эксмо-Пресс, 2016. – 160 с.

8. Коляденко Н. П. Предисловие // Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика: сб. науч. ст. Вып. 3. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2020. – 322 с.

9. Конанчук С. В. [Московская С. В.] Проблема синестезии в контексте экспериментальной эстетики // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина, Научный журнал № 2, том 2, Философия. – СПб.: Изд-во ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2013. – С. 116-124.

10. Конанчук С. В. Эстетическое образование: синестезия и синтез искусств // Человек и образование. – 2018. – №2 (55). – С. 165-169.

11. Медова А. А. «Синестетическая сфера embodied mind: на примере цветного слуха музыкантов» // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2018. – № 45. – С. 25-33.

12. Московская С.В.[Конанчук С.В.] Звук и Цвет. Педагогика будущего – синтез искусств. – СПб.: Изд-во «Типография Ивана Федорова», 1995. – 77 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх