Социально-эмоционально-этическое обучение в контексте российского дополнительного образования

 
Код статьиS181570410020333-1-1
DOI10.54884/S181570410020333-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующая научно-исследовательской лабораторией социальной поддержки личности
Аффилиация: Институт педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Доцент кафедры теории и истории педагогики
Аффилиация: Институт педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
Выпуск
Страницы50-56
Аннотация

В представленном исследовании поднята проблема соотнесения инновационного направления «социально-эмоционально-этического образования» (СЭЭО) с российским образованием. Проанализированы возможности использования СЭЭО в современной системе дополнительного образования детей, исходя из задач и направлений дополнительного образования на современном этапе.

Ключевые словасоциально-эмоционально-этическое обучение, эмоциональный интеллект, гуманистическая парадигма, дополнительное образование, социальная активность, творческая личность
Источник финансированияИсследование поддержано грантом 20-013-00875 РФФИ.
Получено24.05.2022
Дата публикации24.05.2022
Кол-во символов19694
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Гуманистическая парадигма, принимаемая за ориентир в образовании, означает в большой степени индивидуализацию и варьируемость, ведет к принципу индивидуальных образовательных маршрутов и соответствующим педагогическим решениям. Образование, исходящее из ценности человека, не может не принимать в расчет конкретную личность «живого человека». Это же парадигмальное основание относится к профессиональной личности педагога, как «живого человека», и диктует принципы самоопределения, автономии педагогов [5]. За рубежом такой подход вызвал к жизни педагогически индивидуализированные формы школьного образования, позволил вводить внове разработанные учебные программы. В России они могут воплощаться в особенности в сфере дополнительного образования.
2 Рассмотрим как пример идеи социально-эмоционально-этического образования (СЭЭО) – Social, Emotional, and Ethical Learning (SEE-l), которое вослед за широко распространившимся в мире социально-эмоциональным обучением (СЭО) – Social, Emotional Learning (SEE-l) находит сегодня в разных странах место в виде отдельных курсов в рамках программ личностного развития или общешкольных программ мероприятий воспитательно-коммуникативной направленности и т.п.
3 Представляя собой последний улучшенный вариант социально-эмоционального образования (СЭО) и базируясь во многом на психологических разработках, это «образование для сердца и ума» предполагает не только воспитание «эмоциональной грамотности», но также и развитие учащимися их умений саморегуляции и эмпатии с опорой на научные достижения в области изучения человеческих эмоций и мозга. Такие умения необходимы для усиления индивидуальной психологической устойчивости (резистенции), для любого вида общения, для создания сообществ. Многие исследования отмечали позитивное влияние на социально-эмоциональное развитие и состояние обучаемых обучения осознанности в социально-эмоциональной сфере и, конкретно, образовательных курсов СЭО [Cohen J. , 2006; Jones S.M. et al., 2017 и др.]. Доработке и развитию программ СЭО до СЭЭО способствовал критический анализ и дополнительные исследования СЭО [Neil Humphrey 2013 и др.].
4 Таким образом была подготовлена программа СЭЭО, которая включила, помимо СЭО, опыт образовательных программ развития mindfulness (осознанности, внимательности) и также разработанную этическую составляющую. В итоге педагогическая работа в рамках концепции СЭЭО предполагает культивирование внимательности (осознанности), чувствительности (эмпатии, сострадания) и мышления учеников (прежде всего системного мышления). Это свойства и умения, называемые soft skills («гибкие навыки»), значение которых в свете концепции «компетенций» состоит в том, чтобы дополнить классификационные списки человеческих умений, подвергнутых учету в сфере производства и, по ее образцу, в сфере обучения, такими, которые закрыли бы «слепые пятна» в этих списках, охватив человеческие способности и умения, навыки, выходящие за рамки технически понимаемых и просто тестируемых элементов продуктивной деятельности. К таким относятся личностно обусловленные способности мышления, чувствования, межличностного взаимодействия. Их влияние было высоко оценено в результате исследований [8] и сказалось в концепции «четырех К» (коллаборация/ командная работа; коммуникация; креативность; критическое мышление), которая в рамках экономического, технического подхода «компетенций» акцентирует опору на личностные и межличностные начала. Эти начала нуждались в дополнении сферами «самосознания», «чувствования» и «со-чувствования», что мы и обнаруживаем в СЭЭО.

всего просмотров: 381

Оценка читателей: голосов 0

1. Богданова Р.У. Развитие творческой индивидуальности субъектов образования: моногр. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 220 с.

2. Васильева З. И. На пути к обновлению теории и методики нравственного воспитания учащихся (60–70-е годы XX века): педагогическое исследование. – СПб.: Химиздат, 2002. – 184 с.

3. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе: учебное пособие к спецкурсу. – Ленинград, 1989. – 84 с.

4. Колесов И.В. Формирование социальной активности подростков средствами клубной деятельности: дис. … канд.пед.наук. – Тамбов, 2017. – 254 с.

5. Кожевникова М.Н. Автономия учителей// Образовательная политика. – 2016. – №4 (74).– С. 47-59.

6. Смирнова Н.В. Личностно-значимые проблемы подростков как содержательная основа программы дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – СПб., 2006. – 221 с.

7. Cohen, J. (2006). Social, Emotional, Ethical, and Academic Education: Creating a Climate for Learning, Participation in Democracy, and Well-Being. Harvard Educational Review, 76(2), 201–237. https://doi.org/10.17763/haer.76.2.j44854x1524644vn

8. Heckman, James J., Katuz Tim D. (2012) Hard Evidence on Soft Skills. National Bureau of Economic Research, June 2012.

9. Neil Humphrey (2013) Social and Emotional Learning: A Critical Appraisa. London: Sage Publications Ltd., 2013,

10. Jones, Stephanie M.; Barnes, Sophie P.; Bailey, Rebecca; Doolittle, Emily J. (2017) Promoting Social and Emotional Competencies in Elementary School, Future of Children, 2017, v27 n1 p.49-72.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх