Общественный идеал: «онтологическая безопасность» и «политика одиночества»

 
Код статьиS023620070016683-8-1
DOI10.31857/S023620070016683-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: 190008, Российская Федерация, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова 123
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 32 Выпуск №4
Страницы5-26
Аннотация

В статье рассматривается проблема выработки общественного идеала через призму теории онтологической безопасности. В фокусе исследования — соотношение онтологической безопасности и экзистенциальной тревоги по преодолению человеческого одиночества. Автор полагает, что российский экзистенциализм способен привнести относительно новую тему в исследования механизмов поддержания онтологической безопасности в обществе. А именно: поддержание онтологической безопасности общества возможно через специфические модели так называемой «политики управления одиночеством». Отдельно в статье рассматривается, каким образом антропологический опыт одиночества может вести к самообъективации личности в рамках выстраиваемой «вертикальной политики одиночества». В завершении исследуется вопрос о том, может ли одиночество преодолеваться без подобной политической объективации и что можно считать противоположностью негативного «тревожного одиночества».

Ключевые словаобщественный идеал, онтологическая безопасность, русский экзистенциализм, одиночество, тревога
Получено27.09.2021
Дата публикации28.09.2021
Кол-во символов38458
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1

«Онтологическая безопасность» и «экзистенциальная тревога» (постановка проблемы)

2 Выработка «общественного идеала» тесно связана с выстраиванием модели макрополитической идентичности и соответствующими нарративами «символической политики». Однако, почему такие нарративы вообще необходимы, почему обществу без них не обойтись? Ответ на этот вопрос можно найти в теории «онтологической безопасности», получившей свое активное развитие и распространение в современных политических науках «с легкой руки» психолога Рональда Лэйнга (1927–1989) и социолога Энтони Гидденса (р. 1938). Гидденс полагает, что достижение онтологической безопасности связано с ответами на четыре экзистенциальных вопроса, которые он называет четырьмя экзистенциальными измерениями онтологической безопасности человека1: 1) вопрос о природе существования и бытия, об идентичности объектов и событий; 2) о конечности человеческой жизни, заранее осознаваемой человеком; 3) об опыте восприятия других — как индивиды интерпретируют поступки и поведения других индивидуумов; 4) о континууме самоидентичности (self-identity) человека, о постоянстве чувства и самоощущения личности в непрерывности своего «я» и своего «тела» (in a continiouse self and body). Такая самоидентичность (или самосознание) человека не просто «задается» континуумом индивидуального поведения, но должна создаваться и поддерживаться через рутинные рефлексивные процедуры [24, p. 52]. Одним из тезисов моей статьи является идея, что дискуссия об общественном идеале — это и есть фактически совокупность подобных «рутинных рефлексивных процедур», направленных на поддержание самоидентичности и онтологической безопасности, только на коллективном уровне. 1. Собственно, характеристика «онтологическая» и связана с тем, что, по замечанию Гидденса, эти экзистенциальные вопросы соотносятся с самыми глубинными и базовыми параметрами человеческого бытия [24, p. 52].
3 Здесь я опираюсь на развитие концепции онтологической безопасности в области политической теории, которая связана с именами таких ученых, как Дженнифер Митцен, Катарина Киннвалл, Карл Густафcсон, Бахар Румелили, Брент Стил. Согласно Стилу, термин «онтологическая» связывается с базовой внутренней потребностью любого сообщества в «идентичности» на коллективном уровне и вводится по принципу противопоставления «физической» безопасности, на которую традиционно опирался «реалистический» подход к международным отношениям [32, p. 2–3]. Нации или государства, считает Стил, стремятся обладать последовательными нарративами о себе (наподобие четвертого измерения онтологической безопасности у Гидденса), что позволяет сделать их коллективное восприятие мира более предсказуемым и упорядоченным [ibid., p. 3]. При этом национальные лидеры пытаются избегать чувства «стыда», так как «стыд» несовместим с привычными автобиографическими нарративами об идентичности своей нации [ibid., p. 3]. Экзистенциальный вопрос самоидентификации человека связан именно с «нарративностью», с необходимостью выстраивания непрерывной истории человеческого «я», с «хрупкой природой собственной автобиографии» [ibid., p. 72]. Стыд порождает внутренний конфликт и «тревогу» в отношении неспособности использовать привычные нарративы для оправдания своих внутри- и внешнеполитических решений. В попытках избавиться от такой тревоги (и чувства «онтологической небезопасности») сообщества могут пойти на удержание уже рутинизированных практик даже ценой внешнеполитической изоляции или конфликтов. В данной статье я задаюсь вопросом о том, почему так происходит, и предлагаю дополнить четыре измерения онтологической безопасности Гидденса пятым «экзистенциальным вопросом»: каковы способы преодоления одиночества, позволяющие человеку избежать социально-политической объективации?

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 764

Оценка читателей: голосов 0

1. Алленов М.М. «Явление Христа народу» в 1858 году как символ и симптом исторического момента // Исторические исследования. 2015. № 2. С. 230–245.

2. Акопов С.В. Транскультурные эксперименты транснационального интеллектуала // HOMO SCRIPTOR: Сборник статей в честь 70-летия М.Н. Эпштейна / ред. М. Липовецкий. М.: Новое литературное обозрение, 2020. С. 56–81.

3. Апресян Р.Г. Идеал романтической любви в «постромантическую эпоху» // Этическая мысль. 2019. № 6. C. 201–218.

4. Бердяев Н.A. Новое религиозное сознание и общественность. Санкт-Петербург: М.В. Пирожков, 1907.

5. Бердяев Н.А. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991.

6. Бердяев Н.А. Творчество и объективация. Опыт эсхатологической метафизики // Царство Духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995. С. 164–286.

7. Бердяев Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. Париж: Ymca-Press, 1934.

8. Гапоненков А.А. Эпистолярный диалог С.Л. Франка и Н.А. Бердяева (1923–1947) // Вопросы философии. 13.03.2014. [Электронный ресурс]. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=913 (дата обращения: 15.05.2021).

9. Жукова О.А. Опыт о русской культуре. Философия истории, литературы и искусства. М.: Согласие, 2019.

10. Иванов А.А. Явление Христа народу (Явление Мессии). Государственный русский музей. (Фотография сделана автором 27.05. 2021).

11. Кара-Мурза А.А. Сорренто Владимира Соловьева. 1876. М.: Аквилон, 2020.

12. Мамардашвили М.К. Одиночество — моя профессия // Очерк современной европейской философии. М.: Азбука, 2012. С. 533–566.

13. Порус В.Н. Н.А. Бердяев: Эсхатология свободы // Н.А. Бердяев и единство европейского духа / под ред. В. Поруса (Серия «Религиозные мыслители»). М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. С. 142–178.

14. Сенокосов Ю. Встречи (Мераб Мамардашвили и о. Александр Мень). [Электронный ресурс]. URL: http://rusliberal.ru/books/Men_Mamarda.pdf (дата обращения: 15.05.2021).

15. Цыганков А.С., Оболевич Т. С.Л. Франк в Третьем Рейхе: заметки к биографии // Человек. 2021. Т. 32, № 1. С. 109–127.

16. Цымбурский В.Л. Россия — Земля за Великим Лимитрофом: цивилизация и ее геополитика // Геополитика: антология. М.: Академический проект, 2006. С. 935–966.

17. Ясперс К. Философская вера // Смысл и назначение истории / пер. с нем. М.И. Левиной. М.: Политиздат, 1991. С. 420–508.

18. Akopov S. Russia’s “Fortresses of Solitude”: Social Imaginaries of Loneliness after the Fall of the USSR // Social Science Information. 2020. Vol. 59, N 2 (June). P. 288–309.

19. Arfi B. Security qua Existential Surviving (While Becoming Otherwise) through Performative Leaps of Faith // International Theory. 2020. Vol. 12, N 2. P. 291–305.

20. Arendt H. The Origins of the Totalitarianism. Orlando: A Harvest Book, 1994.

21. Bader M. Progressives Need to Fight America's Deadly Epidemic of Loneliness // Psychology Today. December 23, 2015. URL: https://www.psychologytoday.com/sg/blog/what-is-he-thinking/201512/the-politics-loneliness?amp (дата обращения: 12.05.2021).

22. Berenskoetter F. Anxiety, Time, and Agency // International Theory. 2020. Vol. 12, N 2. P. 273–290.

23. Freeden M. After the Brexit referendum: revisiting populism as an ideology // Journal of Political Ideologies. 2017. Vol. 22, N 1. P. 1–11.

24. Giddens A. Modernity and Self-identity: Self and Society in the Late Modern Age. USA: Stanford University Press, 1991.

25. Gustafsson K., Krickel-Choi N. Returning to the roots of ontological security: insights from the existentialist anxiety literature // European Journal of International Relations. 2020. Vol. 26(3). P. 875–895.

26. John T. How the World’s First Loneliness Minister Will Tackle “the Sad Reality of Modern Life” // Times. April 25, 2018. URL: https://time.com/5248016/tracey-crouch-uk-loneliness-minister/ (дата обращения: 12.05.2021).

27. Kinnvall C, Mitzen J. Anxiety, Fear, and Ontological Security in World Politics: Thinking with and beyond Giddens // International Theory. 2020. Vol. 12, N 2. P. 240–256.

28. Marčenko T. Маргинал: нобелевское дело Н.А. Бердяева. В архиве шведской академии // Revue des études slaves. 2016. LXXXVII-3-4. P. 433–456.

29. Mijuskoviс B. Loneliness in Philosophy, Psychology, and Literature. Bloomington: iUniverse, 2012.

30. Moustakas C., Moustakas K. Loneliness, Creativity and Love: Awakening Meanings in Life. Philadelphia: Xlibris, 2004.

31. Rumelili B. Integrating Anxiety into International Relations Theory: Hobbes, Existentialism, and Ontological Security // International Theory. 2020. Vol. 12, N 2. P. 257–272.

32. Steele B. Ontological Security in International Relations. Self‐Identity and the IR State. London and New York: Routledge, 2008.

33. Olds J., Schwartz. R. The Lonely American. Drifting Apart in the Twenty-first Century. Boston: Beacon Press, 2009.

34. Ortega y Gasset J. The Revolt of the Masses. New York: W.W. Norton & Company, 1993.

35. Umbach M., Humphrey M. Authenticity: The Cultural History of a Political Concept. London: Palgrave Macmillan, 2018.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх