Страна, где богов больше, чем людей

 
Код статьиS032150750007662-0-1
DOI10.31857/S032150750007662-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник, Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) им. Петра Великого РАН
Аффилиация: Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) им. Петра Великого РАН
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаАзия и Африка сегодня
ВыпускВыпуск №12
Страницы80-83
Аннотация

Статья посвящена конфессиональной ситуации в Непале и ее отличительным особенностям. До 2008 г. страна была индуистским королевством, поэтому большинство жителей являются адептами этой религии, хотя сейчас государство провозглашено светским. Заметную роль в социальной и культурной жизни Непала играет буддизм, локальные разновидности которого часто имеют выраженную этническую окраску. Эта сложная этноконфессиональная панорама непальской жизни практически не исследована в отечественном востоковедении.

Статья основана на полевых наблюдениях автора.

Ключевые словаНепал, индуизм, королевство, буддизм, этноконфессиональная ситуация
Дата публикации13.12.2019
Кол-во символов15048
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Страной, где богов больше, чем людей, называют Непалгосударство, расположенное в Гималаях.
2 На карте Непал выглядит маленьким клочком земли, но по европейским масштабам это довольно крупная страна, она даже превосходит некоторые западные государства. Непал во многих отношениях уникален: это самая высокогорная страна в мире, где устремленные в небо пики Гималаев неудержимо влекут к себе альпинистов со всего мира. Иностранцев интересуют и многочисленные старинные памятники архитектуры и искусства, которые превращают города долины Катманду в настоящие музеи под открытым небом, поэтому международный туризм – важный вектор развития в экономике страны [1, c. 120-122].
3 До середины прошлого века Непал был закрыт для европейцев, чем снискал себе славу загадочной страны, полной завораживающих тайн. Его экзотическую привлекательность усиливало и то обстоятельство, что до недавнего времени он оставался единственным в мире индуистским королевством.
4 Страна чрезвычайно интересна во многих отношениях, в т.ч. этнокультурном и религиоведческом: она представляет собой затейливое смешение многочисленных (около шестидесяти) народностей, говорящих на разных языках и диалектах, исповедующих разные религии. Примечательно и то, что в религиозной жизни Непала сохранилось немало архаических черт, по разным причинам утраченных в других регионах.
5 Таких особенностей становится все меньше под влиянием современных процессов глобализации, но, тем не менее, Непал все еще представляет собой благодатное поле для самых разнообразных изысканий, в т.ч. религиоведческих. Здесь у разных народов мирно сосуществуют индуизм, буддизм, ислам, христианство, локальные культы с элементами шаманизма и т.п.
6

ЕДИНСТВЕННОЕ В МИРЕ ИНДУИСТСКОЕ КОРОЛЕВСТВО

7 Непал существовал как индуистское королевство на протяжении 240 лет. Это государство вышло на историческую арену в 1768 г., когда Притхви Нараян Шах, правитель небольшого горного княжества Горкха, объединил разрозненные до тех пор мелкие княжества под своим владычеством [2, рp. 131-140]. История непальской монархии завершилась 28 мая 2008 г., когда страна была провозглашена Федеративной Демократической Республикой. Двенадцатый и последний король Непала – Гьянендра Бир Бикрам Шах – был низложен и покинул дворец Нараянхити. Сейчас он живет в столице как частное лицо.
8 Государственной религией королевства считался индуизм. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что между индуизмом и государственной властью наблюдалась прямая связь на протяжении всего периода существования монархии, причем ее можно проследить не только в институциональной сфере, что было бы вполне понятно и объяснимо, но и в политике, идеологии и ритуальной жизни [3, рp. 15-20].
9 Правитель, махараджадхираджа, считался воплощением бога Вишну, одного из верховных богов индуизма, его почитали как носителя божественной благодати. Монарх выступал в качестве защитника закона-дхармы, государства и народа. Никто не сомневался, что от его успешного правления зависит мир и порядок в стране, а оно соотносилось с правильным и своевременным выполнением королем его обязанностей, прежде всего ритуальных.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1144

Оценка читателей: голосов 0

1. Севастьянов Д.В., Осадчева Ю.М. Непал: древняя страна на пути обновления // Вестник СПбГУ. Сер. 7. 2012. Вып. 3. С. 110-123. (Sevastyanov D.V., Osadcheva Yu.M. 2012. Nepal: an ancient country on the road to renewal // Vestnik SPbGU. Ser. 7) (In Russ.)

2. History of the Kings of Nepal. A Buddhist Chronicle. Himalayan Traditions and Culture Series No.5. Kathmandu: Social Science Baha, Himal Books. 2015. 194 p.

3. Kooij K. R. Religion in Nepal. Leiden: Brill Academic Publishers. 1978. 33 р.

4. Ледков А.А. Непал: Таледжу // Древо индуизма. М., 1999. С. 392-425. (Ledkov A.A. 1999. Nepal: Taleju // Tree of hinduism. M.) (In Russ.)

5. Альбедиль М.Ф. Культ Таледжу Бхавани и живая богиня в Непале: женское лицо верховной власти // Арабские маршруты в азиатском контексте. СПб, МАЭ РАН, 2016. С. 339-359. (Albedil M.F. 2016. The cult of Taleju Bhavani and the living goddess in Nepal: the female face of supreme power // Arabian Routes in the Asian Context. SPb) (In Russ.)

6. Allen M.R. The Cult of Kumary: Virgin Worship in Nepal. Katmandu: South Asia Books. 1975. 166 p.

7. Шрестха К.П. Культ Индры в фольклоре и религиозной традиции Непала (к 60-летнему юбилею установления дипломатических отношений между Россией (СССР) и Непалом) // "Белые пятна" российской и мировой истории. 2015, № 6. С. 56-72. (Shrestha K.P. 2015. The cult of Indra in the folklore and religious traditions of Nepal (on the 60th anniversary of the establishment of diplomatic relations between Russia (the USSR) and Nepal // "Belye" pyatna rossiiskoi i mirovoi istorii) (In Russ.)

8. Anderson M.M. The Festivals of Nepal. London: Georg Allen & Unvin Ltd. 1974. 288 p.

9. Альбедиль М.Ф. Будда: жизнь в истории и мифе // Восточная коллекция. 2015, № 2. (Albedil M.F. 2015. Buddha: life in history and myth // Vostochnaya kollektsiya) (In Russ.)

10. Вертоградова В.В. Надписи Ашоки // Хрестоматия по истории Древнего Востока, в 2-х частях. Ч. 2. М., Высш. школа, 1980. С. 329-350. (Vertogradova V.V. 1980. Inscriptions Ashoka // Reader on the history of the Ancient East: Textbook, in 2 parts. M.) (In Russ.)

11. Bajracharya М., Michaels A. On the Historiography of Nepal: The "Wright" Chronicle reconsidered // European Bulletin of Himalayan Research. 2012. № 40. Pp. 83-99.

12. Gellner D.N. The Anthropology of Buddhism and Hinduism. Weberian Themes. New Delhi: Oxford University Press. 2001. 397 p.

13. Торчинов Е.А. Введение в буддизм. СПб. Амфора, 2013. 430 с. (Torchinov E.A. 2013. Introduction to Buddhism. SPb. Amphora, 2013) (In Russ.)

14. Locke J.K. Buddhist monasteries of Nepal. Tripureswar, Kathmandu: Sahayogi Press Pvt. Ltd. 1985. 542 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх