Social, emotional and ethical education in the context of Russian supplementary education

 
PIIS181570410020333-1-1
DOI10.54884/S181570410020333-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of the Research Laboratory of Social Support of the Person
Affiliation: Institute of Pedagogy of A.I. Herzen Russian State Pedagogical University
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Associate Professor of the Department of Theory and History of Pedagogy
Affiliation: Institute of Pedagogy of A.I. Herzen Russian State Pedagogical University
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
Edition
Pages50-56
Abstract

The presented study raises the problem of correlating the innovative direction of "social, emotional and ethical learning" (SEE-learning) with Russian education, in its features, in particular, in the field of supplementary education, and analyzes the possibilities of using SEE-learning in the modern system of supplementary education for children, based on of the tasks and directions of supplementary education at the present stage.

Keywordssocial, emotional and ethical learning, emotional intelligence, humanistic paradigm, supplementary education, social activity, creative personality
Received24.05.2022
Publication date24.05.2022
Number of characters19694
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Гуманистическая парадигма, принимаемая за ориентир в образовании, означает в большой степени индивидуализацию и варьируемость, ведет к принципу индивидуальных образовательных маршрутов и соответствующим педагогическим решениям. Образование, исходящее из ценности человека, не может не принимать в расчет конкретную личность «живого человека». Это же парадигмальное основание относится к профессиональной личности педагога, как «живого человека», и диктует принципы самоопределения, автономии педагогов [5]. За рубежом такой подход вызвал к жизни педагогически индивидуализированные формы школьного образования, позволил вводить внове разработанные учебные программы. В России они могут воплощаться в особенности в сфере дополнительного образования.
2 Рассмотрим как пример идеи социально-эмоционально-этического образования (СЭЭО) – Social, Emotional, and Ethical Learning (SEE-l), которое вослед за широко распространившимся в мире социально-эмоциональным обучением (СЭО) – Social, Emotional Learning (SEE-l) находит сегодня в разных странах место в виде отдельных курсов в рамках программ личностного развития или общешкольных программ мероприятий воспитательно-коммуникативной направленности и т.п.
3 Представляя собой последний улучшенный вариант социально-эмоционального образования (СЭО) и базируясь во многом на психологических разработках, это «образование для сердца и ума» предполагает не только воспитание «эмоциональной грамотности», но также и развитие учащимися их умений саморегуляции и эмпатии с опорой на научные достижения в области изучения человеческих эмоций и мозга. Такие умения необходимы для усиления индивидуальной психологической устойчивости (резистенции), для любого вида общения, для создания сообществ. Многие исследования отмечали позитивное влияние на социально-эмоциональное развитие и состояние обучаемых обучения осознанности в социально-эмоциональной сфере и, конкретно, образовательных курсов СЭО [Cohen J. , 2006; Jones S.M. et al., 2017 и др.]. Доработке и развитию программ СЭО до СЭЭО способствовал критический анализ и дополнительные исследования СЭО [Neil Humphrey 2013 и др.].
4 Таким образом была подготовлена программа СЭЭО, которая включила, помимо СЭО, опыт образовательных программ развития mindfulness (осознанности, внимательности) и также разработанную этическую составляющую. В итоге педагогическая работа в рамках концепции СЭЭО предполагает культивирование внимательности (осознанности), чувствительности (эмпатии, сострадания) и мышления учеников (прежде всего системного мышления). Это свойства и умения, называемые soft skills («гибкие навыки»), значение которых в свете концепции «компетенций» состоит в том, чтобы дополнить классификационные списки человеческих умений, подвергнутых учету в сфере производства и, по ее образцу, в сфере обучения, такими, которые закрыли бы «слепые пятна» в этих списках, охватив человеческие способности и умения, навыки, выходящие за рамки технически понимаемых и просто тестируемых элементов продуктивной деятельности. К таким относятся личностно обусловленные способности мышления, чувствования, межличностного взаимодействия. Их влияние было высоко оценено в результате исследований [8] и сказалось в концепции «четырех К» (коллаборация/ командная работа; коммуникация; креативность; критическое мышление), которая в рамках экономического, технического подхода «компетенций» акцентирует опору на личностные и межличностные начала. Эти начала нуждались в дополнении сферами «самосознания», «чувствования» и «со-чувствования», что мы и обнаруживаем в СЭЭО.

views: 388

Readers community rating: votes 0

1. Bogdanova R.U. Razvitie tvorcheskoj individual'nosti sub'ektov obrazovaniya: monogr. – SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena, 2000. – 220 s.

2. Vasil'eva Z. I. Na puti k obnovleniyu teorii i metodiki nravstvennogo vospitaniya uchaschikhsya (60–70-e gody XX veka): pedagogicheskoe issledovanie. – SPb.: Khimizdat, 2002. – 184 s.

3. Kazakina M.G. Tsennostnye orientatsii shkol'nikov i ikh formirovanie v kollektive: uchebnoe posobie k spetskursu. – Leningrad, 1989. – 84 s.

4. Kolesov I.V. Formirovanie sotsial'noj aktivnosti podrostkov sredstvami klubnoj deyatel'nosti: dis. … kand.ped.nauk. – Tambov, 2017. – 254 s.

5. Kozhevnikova M.N. Avtonomiya uchitelej// Obrazovatel'naya politika. – 2016. – №4 (74).– S. 47-59.

6. Smirnova N.V. Lichnostno-znachimye problemy podrostkov kak soderzhatel'naya osnova programmy dopolnitel'nogo obrazovaniya: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. – SPb., 2006. – 221 s.

7. Cohen, J. (2006). Social, Emotional, Ethical, and Academic Education: Creating a Climate for Learning, Participation in Democracy, and Well-Being. Harvard Educational Review, 76(2), 201–237. https://doi.org/10.17763/haer.76.2.j44854x1524644vn

8. Heckman, James J., Katuz Tim D. (2012) Hard Evidence on Soft Skills. National Bureau of Economic Research, June 2012.

9. Neil Humphrey (2013) Social and Emotional Learning: A Critical Appraisa. London: Sage Publications Ltd., 2013,

10. Jones, Stephanie M.; Barnes, Sophie P.; Bailey, Rebecca; Doolittle, Emily J. (2017) Promoting Social and Emotional Competencies in Elementary School, Future of Children, 2017, v27 n1 p.49-72.

Система Orphus

Loading...
Up