Персонификация образования как тенденция трансформации современного образования

 
Код статьиS181570410020321-8-1
DOI10.54884/S181570410020321-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент кафедры дидактики
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Доцент кафедры теории и истории педагогики
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
Выпуск
Страницы4-10
Аннотация

В статье на основе анализа международных и отечественных документов дан обзор основных ориентиров развития национальных систем образования в современном мире. В результате делается вывод о возможности рассмотрения персонификации как одной из основных тенденций развития современного образования.

Ключевые словаобразование как национальная ценность, развитие человеческого капитала, тенденции развития образования, персонификация образования
Получено24.05.2022
Дата публикации24.05.2022
Кол-во символов16987
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Сегодня мир и образование развиваются очень стремительно, при этом в разных странах в зависимости от сложившейся образовательной культуры, от экономического развития выделяются разные первоочередные задачи и проекты направления ближайшего развития современного образования. Многочисленные теоретические и эмпирические исследования свидетельствуют о том, что именно развитие человеческого и социального капитала позиционируется как национальное богатство. Образование играет решающую роль в формировании человеческого капитала. Поэтому неслучайно появляются международные документы, в которых провозглашается право каждого человека на образование, и документы, содержащие основные направления развития образования в интересах человека и общества.
2 Во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, получение образования рассматривается как неотъемлемое право каждого человека: «Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. Образование должно быть направленно к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми группами» [2].
3 Данные положения были еще раз подтверждены мировым сообществом при принятии Конвенции «О борьбе с дискриминацией в области образования» [8] и Международного пакта «Об экономических, социальных и культурных правах» [11]. В принятых документах утверждается принцип недопустимости дискриминации, провозглашается право каждого человека на образование, которое должно позволить всем быть полезными участниками свободного общества, способствовать укреплению дружбы между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами.
4 В 1990 году была принята Всемирная декларация об образовании для всех [1], в которой отмечалось, что, несмотря на все предпринятые государствами усилия по реализации принятых в предыдущих документах положений, необходимо не просто обеспечить право каждому на образование, а найти новые подходы для удовлетворения образовательных потребностей каждого человека.
5 В качестве целей образования в документе декларировалось – «удовлетворение базовых образовательных потребностей, охватывающих объем навыков и содержание обучения, необходимых людям для выживания, развития всех своих способностей, существования и работы в условиях соблюдения человеческого достоинства, всестороннего участия в развитии, повышения качества своей жизни, принятия всесторонне взвешенных решений и продолжения образования» [1]. Базовое образование рассматривалось как фундамент для последующего образования в течение всей жизни и развития человека.

всего просмотров: 370

Оценка читателей: голосов 0

1. Всемирная декларация об образовании для всех (г. Джонтьен, 1960 г.) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/jomtien.pdf (Дата обращения 12.11.2020)

2. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (Дата обращения 12.11.2020)

3. Глоссарий ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. - URL: http://dmz-ibe2-vm.unesco.org/en/glossary-curriculumterminology/p/personalized-learning (Дата обращения 12.11.2020)

4. Двенадцать решений для нового образования: доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики. – М., 2018. – 105 с.

5. Есаулова М. Б. Развитие высшего профессионально-педагогического образования: аспект персонификации // Человек и образование. – 2012. – №4. – С. 25-29.

6. Как увеличить человеческий капитал и его вклад в экономическое и социальное развитие : тез. докл./ под ред. Я. И. Кузьминова, Л. Н. Овчаровой, Л. И. Якобсона. – М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. – 63 с.

7. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / авт.-сост. М. А. Пинская, А. М. Михайлова. – М.: Корпорация «Российский учебник», 2019. – 76 с.

8. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования: принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией Организации Oбъединенных Наций по вопросам образования, науки в культуры на ее одиннадцатой сессии (Париж, 14 декабря 1960 г.) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/educat.shtml (Дата обращения 12.11.2020)

9. Кравцова Ж. В. Образование как фактор формирования человеческого капитала в современной рыночной экономике: автореф. дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.01. – Краснодар, 1999. - 22 с.

10. Крылова Т. А. Образование как фактор развития человеческого капитала // Вестник ВГУ, Серия «Экономика и управление». – 2011.– №1. – С. 229-233.

11. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 года. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml (Дата обращения 12.11.2020)

12. Мирошников Д. В. Формирование человеческого капитала вузами в условиях становления постиндустриального общества: дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.01. – Иркутск, 2003. - 172 с.

13. Национальный проект «Образование» //Мин-во просвещения Российской Федерации: [офиц. сайт] [Электронный ресурс]. – URL:https://edu.gov.ru/national-project (Дата обращения 12.11.2020)

14. Образование: сокрытое сокровище. Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века [Электронный ресурс]. – URL: https://ifap.ru/library/book201.pdf (Дата обращения 12.11.2020)

15. Тагунова И. А. Мировые тенденции развития школьного образования // Педагогика. – 2019. – №6. – С. 106-113.

16. Learning to be : The world of education today a. tomorrow / Edgar Faure, Felipe Herrera, Abdul-Razzak Kaddoura et al. - Paris : UNESCO ; London : Harrap, 1972. - 313 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000001801 (Дата обращения 12.11.2020)

17. Training Tools for Curriculum Development: Personalized Learning. / IBE/2017/OP/CD/04. [Электронный ресурс]. - URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000250057?posInSet=1&queryId=9979186e-2b1d-4991-8675-84d0b9ec39ea

Система Orphus

Загрузка...
Вверх