Имплицитное гражданское общество и реформаторство в Йемене: уроки XX века

 
Код статьиS013038640021359-2-1
DOI10.31857/S013038640021359-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаНовая и новейшая история
ВыпускВыпуск 1
Страницы151-163
Аннотация

Факт сходства трансграничных форм гражданского активизма арабских стран в ходе событий «арабской весны» принято связывать с их социокультурной общностью, задающей маркеры их идентичности. Проявлением этого взаимодействия, по мнению автора, выступает феномен имплицитного гражданского общества (ГО), опирающийся на скрытые пружины исламской культуры, но функционирующий в абсолютно ином ключе. Попытка его описания в статье на примере Йемена включает три аспекта: в качестве активного участника переломных событий современной социальной истории Йемена; центра выработки гражданских стратегий, кардинально отличавших ее от религиозных и политических группировок; в роли механизма адаптации коренной культурной идентичности социума к переменам. Статья охватывает период от зарождения этого феномена на ранней фазе модернизации погруженного в глубокую социальную архаику и колониальную зависимость от Британской империи общества в первой трети XX в. до его кульминации в ходе кризисных событий республиканского Йемена начала XXI в. В статье использованы материалы научных исследований из разных историко-культурных регионов Йемена. Феномен иллюстрируют примеры деятельности клуба «Нади аль-Ислах аль-араби аль-ислами» в Адене и движения иршадистов в Хадрамауте на рубеже 1930-х годов: представители новой светской интеллигенции впервые совершили перенос реформаторского нарратива из религиозной плоскости в сферу публичного дискурса. Разработанный ими инструментарий: просветительская работа через клубы, налаживание диалога между враждебными группами, внимание к культурным традициям, сохраняет актуальность. Современное многообразие феномена имплицитного ГО Йемена показано на примерах клуба «Шабаб аль-мумин» возникшего в провинции Саада на севере Йемена в середине 1990-х, а также спонтанных городских молодежных комитетов, направивших общенациональное восстание 2011 г. в мирное русло. Цель статьи состоит в характеристике феномена имплицитного ГО арабских стран на примере Йемена с использованием описательно-фактологического метода. Практическая ценность предложенного подхода состоит, в частности, в уяснении причин повышенной проницаемости границ между гражданскими и политическими формами активизма в этой группе стран.

Ключевые словаЙемен, гражданское общество, конфессиональные конфликты, ислам, «арабская весна»
Получено28.11.2022
Дата публикации28.02.2023
Кол-во символов39167
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 174

Оценка читателей: голосов 0

1. Ближний̆ Восток в меняющемся глобальном контексте / под ред. В.Г. Барановского, В.В. Наумкина. М., 2018.

2. Родионов М.А. Этнография Западного Хадрамаута: общее и локальное в этнической культуре. М., 1994.

3. Родионов М.А., Серебров С.Н. Перспективы йеменского кризиса и его конфессиональные аспекты в Хадрамауте // Религия и общество на Востоке. 2021. Вып. 5. С. 120–191. URL://https://religion.ivran.ru/f/rov-5_2021.pdf (дата обращения: 10.11.2022).

4. Серебров С.Н. Йемен на пороге гуманитарной катастрофы (к событиям в горах Саады) // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2008. № 5. C. 66–79.

5. Bruck G. vom. Being a Zaydi in the absence of an Imam: doctrinal revisions, religious instruction and the (re-)invention of ritual // Le Yemen contemporain / eds L. Leveau, F. Mermier, U. Steinbach. Paris, 1999. P. 169–192.

6. Bruck G. vom. Disputing Descent-Based Authority in the Idiom of Religion: The Case of the Republic of Yemen // Die Welt des Islams. 1998. Vol. 38. № 2. P. 148–191.

7. Knysh A. The cult of saints and Islamic reformism in early twentieth century Hadramawt // New Arabian Studies. 1997. Vol. 4. P. 139–159.

8. Knysh A. The Tariqa on a Landcruiser: the resurgence of sufism in Yemen // Middle East Journal. 2001. Vol. 55. № 3. Р. 399–414.

9. Liebensy H.J. Administration and legal development in Arabia // Middle East Journal. 1955. № 9. P. 385–396.

10. Reese S.S. Salafi Tranformations: Aden and the changing voices of religious reform in the interwar Indian ocean // International Journal of Middle East Studies. 2012. Vol. 44. Iss. 1. P. 71–92. URL: https://www.cambridge.org/core/services/aop-cambridge-core/ content/view/BF8842EFB0F (access date: 10.11.2022).

11. Serjeant R.B. The Saiyids of Hadramawt: (An inaugural lecture delivered on 5 June 1956). London, 1957. P. 29. URL: https://digital.soas.ac.uk/content/ AA/00/00/07/65/00001/AA00000765.pdf (access date: 16.12.2020).

12. Shlykov P. Non-Western Model of Civil Society in the Middle Eastern Context: Promises and Discontents// Russia in Global Affairs. 2021. Vol. 19. № 2. P. 134–162. URL: https://eng.globalaffairs.ru/articles/civil-society-middle-eastern (access date: 10.11.2022).

13. Yadav S.Ph. The limits of the ‘sectarian’ framing in Yemen // Washington Post. 25.IX.2014.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх