К вопросу о роли пространства в цивилизационной системе: опыт «пограничных» цивилизаций планетарного масштаба в универсальном контексте

 
Код статьиS013038640009142-4-1
DOI10.31857/S013038640009142-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт Латинской Америки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаНовая и новейшая история
ВыпускВыпуск 3
Страницы7-20
Аннотация

В статье в широком контексте культурологических теорий анализируется роль пространства в цивилизационной системе. Автор рассматривает пространство не только как значимую составную часть, но и как специфическое выражение целостности всего пространственно-временного континуума, одну из двух в равной степени необходимых ипостасей его противоречивого единства. В центре внимания автора — сопоставление в универсальном контексте исторического опыта «пограничных» цивилизаций планетарного масштаба — России—Евразии и Латинской Америки, кроме того, уточняется содержание термина «цивилизация». Этот опыт рассматривается через призму концепции «трех пространств» А. Лефевра и Э. Соджи: материального или физического, ментального или воображаемого и объединяющего их социального (или «пространства отношений»). В статье подчеркивается, что все эти пространства пронизывает дихотомия природного и культурного, причем соотношение этих измерений различно во всех трех пространствах. В статье делается акцент на мысли о том, что разделение пространства на физическое, ментальное и социальное носит условный характер. В реальности все три выступают как различные измерения единого пространства цивилизации. Причем в российском и латиноамериканском цивилизационных «пограничьях», несмотря на значительные различия в природной среде России и Латинской Америки, ключевая роль принадлежит материальному (физическому) пространству. Автор приходит к выводу, что отличительной особенностью структуры пространственно-временного континуума как латиноамериканского, так и российского «пограничья» является доминанта пространства. Это обусловливает его ключевую роль в процессе цивилизационной идентификации.

Ключевые словацивилизация, цивилизационное пространство, «три пространства» А. Лефевра и Э. Соджи, цивилизационная идентификация, «пограничная» цивилизация, «классическая» цивилизация
Получено19.02.2020
Дата публикации19.06.2020
Кол-во символов37348
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 744

Оценка читателей: голосов 0

1. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

2. Ван Баак Й. О границах русской культуры. — Русская литература, 1995, № 3, с. 12—20.

3. Величковский Б. М. Гештальт. — Большая Российская энциклопедия, т. 7. М., 2007, с. 48.

4. Гумилёв Л. Н. Историко-философские сочинения князя Н. С. Трубецкого (заметки последнего евразийца). — Трубецкой Н. С. История. Культура. Язык. М., 1995, с. 31—54.

5. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.

6. Дутчак Е. Е. Из «Вавилона» в «Беловодье»: адаптационные возможности таежных общин староверов-странников (вторая половина XIX — начало XXI в.). Томск, 2007.

7. Замятин Д. Н. Метагеография: пространство образов и образы пространства. М., 2004.

8. Замятин Д. Н. Россия и нигде. Географические образы и становление российской цивилизационной идентичности. — Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории, вып. 24. М., 2008, с. 64—84.

9. Земсков В.Б. О литературе и культуре Нового Света. М. — СПб., 2014.

10. История литератур Латинской Америки. Кн. 1. От древнейших времен до начала Войны за независимость. М., 1985.

11. Карпентьер А. Мы искали и нашли себя. М., 1984.

12. Лосский Н. О. Характер русского народа, кн. 1—2. М., 1990.

13. Митин И. На пути к воображаемой географии: два поворота, три пространства. — То- пос, 2011, № 1, с. 62-73.

14. Память, история, идентичность: теоретические основания и исследовательские практики. М., 2016.

15. Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн. М., 1993.

16. Савицкий П. Н. Континент-океан: Россия и мировой рынок. — Исход к Востоку: предчувствия и свершения: утверждение евразийцев, кн. I. София, 1921, с. 45—58.

17. Сармьенто Д. Ф. Избранные сочинения. М., 1995.

18. Соловьев С. М. История России с древнейших времен, кн. VIII. М., 1962.

19. Топоров В. Н. К происхождению и функциям «геоэтнических панорам» в аспекте связей истории и культуры. — История и культура, М., 1991, с. 88—108.

20. Шемякин Я. Г. «Пограничные» цивилизации планетарного масштаба. Особенности и перспективы эволюции. — Латинская Америка, 2007, № 7, с. 75—84.

21. Шемякин Я. Г. Европа и Латинская Америка: взаимодействие цивилизаций в контексте всемирной истории. М., 2001.

22. Шемякин Я. Г. Идентичность цивилизационного «пограничья». — Испания и Россия: исторические судьбы и современная эпоха. М., 2017, с. 295—302.

23. Шемякин Я. Г. Латиноамериканская цивилизационная общность: основные ценности и институты. — Латиноамериканская цивилизационная общность в глобализирующемся мире. М., 2007, с. 9—28.

24. Шемякин Я. Г. Мыслеобраз границы: социокультурные проекции. — Przegląd wschodmoerupejski, 2014, V/1, s. 149—161.

25. Шемякин Я. Г. Россия и Латинская Америка как цивилизации: попытка сравнения. Размышления над книгами В. Б. Земскова. — Мир России, 2016, № 1, с. 154—180.

26. Шемякин Я. Г. Универсальное и локальное измерения человеческого бытия и полюса смыслового поля цивилизационного исследования. — Реконструкции мировой и региональной истории: от универсализма к моделям межкультурного диалога. М., 2017, с. 441—466.

27. Шемякин Я. Г. Феномен «пограничности»: социокультурное содержание и исторические типы. — Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории, вып. 42. М., 2013, с. 23—45.

28. Шемякин Я. Г. Цивилизации «пограничного» типа: формирование концепции. — Социокультурное пограничье как феномен мировых и российских трансформаций. М., 2008, с. 100—148.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх