Principles for personification of the educational process in post-nonclassical didactics (anthropological-axiological approach)

 
PIIS181570410019988-1-1
DOI10.54884/S181570410019988-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor of the Department of Pedagogy
Affiliation: Herzen State Pedagogical University of Russia
Address: Russian Federation, Saint-Petersburg
Occupation: Associate Professor of the Department of Pedagogy
Affiliation: Herzen State Pedagogical University of Russia
Address: Russian Federation, Saint-Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (70)
Pages177-186
Abstract

The paper addresses the problem of the transformation of didactic principles at the present stage of education development. Much attention is given to scientific research of this change which is conducted using the anthropological-axiological approach. The authors take it within the framework of the post-non-classical understanding of modern didactics and the critical consideration of postmodern ideas.Rethinking of the study process is seemed mainly as personalized educational process and concerns changes in basic didactic communication. The findings show that personalized learning is the process of becoming a lifelong learner which leads to raise his/her subjective experience as well as the independence of students and the formation of their responsibility for the learning process in general. Such a strong didactic transformation and personalized assumptions about learning made by researchers (shown in the form of teacher - student; teacher — student — information; teacher — student — educational and social environment) are presented within the framework of value interaction at any educational level. Therefore, the implementation of the principles of personification of the educational process at the university will make it possible to prepare students - future teachers - for the realization of the ideas of the post-nonclassical understanding of the development of modern didactics in education.

Keywordspost-nonclassical stage of science development, personalization, education, learning process, educational process, didactics, didactic principles
AcknowledgmentThe research was supported by the Ministry of Education of the Russian Federation as part of a state task (project No. FSZN-2020-0027).
Received05.05.2022
Publication date02.06.2022
Number of characters18684
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. В свете современных философских воззрений все чаще провозглашаются идеи о кризисе гуманистического мышления, связанного с трансформацией понимания сущности человеческой личности, например, в работах А.А. Гуссейнова, Г.Р. Давлетшиной, А.В. Истюфеева, М.И. Мухина, Г.А. Чистова и др. [1-5]. Данная тенденция нашла свое отражение в различных областях человеческого знания. Считаем совершенно справедливым то опасение В.В. Горшковой, что в условиях неразумного использования новых возможностей без учета «перспективного контекста жизнедеятельности человека» предполагаемые успехи цифрового мира и заманчивые перспективы искусственного интеллекта будут способствовать вытеснению человеческого в человеке. Опыт прошлого ясно показывает, что бурное развитие технического прогресса в отрыве от гуманитарного знания и духовно-нравственных оснований не может послужить реальному совершенствованию природы человека. Тем не менее, как отмечает исследователь [6, с. 34], цифровизация включает в себя позитивную направленность, т.к. данные условия послужили возникновению совершенно новой мировой философии образования – smart education (умное обучение), которая должна будет способствовать реальным запросам личности.
2 Дидактика как отрасль педагогической науки не явилась исключением. В условиях кризиса гуманистического мышления и «появления новых культурно-исторических орудий», опосредующих жизнедеятельность подрастающих поколений (Л.С. Выготский), цифровизация обучения в рамках персонифицированного подхода выступает как важный, но «вспомогательный» инструмент, дополняющий живое общение учителя и ученика, взаимодействие, основанное на субъект-субъектных отношениях [7, с. 48].
3 Ученые, анализируя социокультурную обусловленность образования, обращаются к анализу постмодерна, который характеризуется глубоким кризисом смыслов [8, с. 9], изменением традиционных подходов к трактовке научной рациональности, поиском новых критериев верификации дидактического знания [9, с. 67].
4 Сегодня в рамках дискурса о методологических основаниях педагогики существуют две различные по своей направленности философские позиции – приверженцы постмодерна и сторонники его критического осмысления.
5 Отметим, что философия постмодернизма как целостной научной концепции ставится некоторыми исследователями под сомнение (Жан Брикмон, С.П. Капица, Алан Сокал, Ричард Докинз, Дэвид Харви, Ноам Хомский1 и др.) [10-12]. Проблемность данного положения усугубляется тем, что размышления на тему кризиса смыслов в образовании, которые являются актуальными сегодня (С.В. Иванова, И.М. Осмоловская и др.), раскрываются и описываются зачастую как раз с позиции философии постмодернизма, релевантность которого вызывает все больше споров в научной среде. Вероятно, при ближайшем рассмотрении не столь очевидно, что наша эпоха действительно обладает отличительными чертами постмодерна. Единственное, в чем нельзя поспорить с постмодернистами, так это в том, что в мире на самом деле происходят быстрые и непрерывные изменения, которые характерны для нашей современности [13, с. 91]. В связи с этим значимым выступает определение философских оснований и методологической позиции исследовательского поиска изменений дидактических принципов. 1. Ноам Хомский. Критика постмодернизма. URL:https://ru.abcdef.wiki/wiki/Criticism_of_postmodernism

views: 365

Readers community rating: votes 0

1. Gusejnov A.A. Priznaki krizisa sovremennogo gumanizma – otsutstvie tsel'nogo predstavleniya o cheloveke. [Ehlektronnyj resurs] // Kompas tselej. URL: http://analitikaru.ru/2016/03/29/priznak-krizisa-sovremennogo-gumanizma-otsutstvie-celnogo-predstavleniya-o-cheloveke/ (data obrascheniya: 20.07.2021).

2. Davletshina G.R. Krizis gumanizma i puti ego preodoleniya v rossijskom obschestve: avtoref. dis. … kand. filos. nauk. Ufa, 2012. 17 s.

3. Istyufeev A.V. Krizis gumanizma v usloviyakh sovremennoj tekhnogennoj tsivilizatsii // Vestnik OGU. 2007. №7. S.58-63.

4. Mukhin M. I. K voprosu o sterzhnevoj osnove paradigmy obrazovaniya KhKhI ctoletiya //Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2021. № 2 (50). S. 56-69.

5. Chistov G.A. Krizis gumanizma i perspektivy razvitiya Rossii // Vestnik YuUrGU. Seriya: Sotsial'no-gumanitarnye nauki. 2009. №9 (142). S.141-145.

6. Gorshkova V. V. Problemy obrazovaniya i zhiznedeyatel'nosti cheloveka v oblasti tsifrovoj tsivilizatsii // Chelovek i obrazovanie. 2020. № 2 (63). S. 29-35.

7. Aksenova A. Yu., Primchuk N. V. Suschnostnye kharakteristiki personifikatsii obucheniya: sredovyj podkhod // Chelovek i obrazovanie. 2020. № 4 (65). S. 43-49.

8. Ivanova S.V. Didakticheskij kontsept v ehpokhu postmoderna // Tsennosti i smysly. 2015. №3 (37). S.6-14.

9. Osmolovskaya I.M. Didaktika: ot klassiki k sovremennosti. SPb.: Nestor-Istoriya, 2020. 248 s.

10. Kapitsa S.P. Predislovie k perevodu knigi «Intellektual'nye ulovki» Alana Sokala i Zhana Brikmona [Ehlektronnyj resurs] // Nauchno-poznavatel'nyj zhurnal «Skepsis». URL: https://scepsis.net/library/id_1053.html (data obrascheniya: 23.07.2021).

11. Dawkins, R. Postmodernism Disrobed // Nature. 1998. № 394, P.141-143.

12. Kharvi D. Sostoyanie postmoderna: issledovanie istokov kul'turnykh izmenenij: sb. nauch. tr. / per. s angl. N. Protsenko; pod nauch. red. A. Pavlova. M.: Izd. dom Vysshej shkoly ehkonomiki, 2021. 576 s.

13. Bazargani D.T., Larsari V.N. "Postmodernism": Is the Contemporary State of Affairs Correctly Described as ‘Postmodern’? // Journal of Social Issues & Humanities. 2015. № 3. P. 89–96.

14. Personifikatsiya obucheniya v sovremennoj shkole: pedagogicheskij analiz / A.Yu. Aksenova [i dr.]. SPb.: Asterion, 2021. 112 s.

15. Drugova E.A., Veledinskaya S.B., Zhuravleva I.I. Razvivaya tsifrovuyu pedagogiku: vklad obrazovatel'nogo dizajna Retsenziya na knigu: Beetham H., Sharpe R. (2020) Rethinking Pedagogy for a Digital Age1 // Voprosy obrazovaniya. 2021. № 4. S. 333–354

16. Perminova L.M. Didaktika v kontekste sovremennogo nauchnogo znaniya // Tsennosti i smysly. 2014. №3 (31). S.44-56.

17. Babanskij Yu.K. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov pedvuzov. M.: Prosveschenie, 1983. 608 s.

18. Aranova S.V., Primchuk N.V. Realizatsiya printsipa preemstvennosti v podgotovke studentov pedagogicheskikh vuzov // Science for Education Today. 2019. № 1. S. 7-26.

19. Tryapitsyna A.P. Soderzhanie professional'noj podgotovki studentov – buduschikh uchitelej k resheniyu zadach modernizatsii obschego obrazovaniya // Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta. 2013. №1. S.50-61.

20. Perminova L.M. Sovremennaya didaktika: ot Komenskogo do nashikh dnej: filosofsko-pedagogicheskie aspekty sovremennoj didaktiki. M.: Shkol'nye tekhnologii, 2021. 294 s.

Система Orphus

Loading...
Up