Принципы персонификации образовательного процесса в постнеклассической дидактике (антрополого-аксиологический подход)

 
Код статьиS181570410019988-1-1
DOI10.54884/S181570410019988-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент кафедры теории и истории педагогики
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Доцент кафедры теории и истории педагогики
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (70)
Страницы177-186
Аннотация

В статье рассматривается проблема трансформации  дидактических принципов на современном  этапе развития образования. Обоснована правомерность исследовательского поиска изменений дидактических принципов с позиции антрополого-аксиологического подхода в рамках постнеклассического понимания развития современной дидактики и критического рассмотрения идей постмодерна. Основной предпосылкой данного поиска выступает переосмысление процесса обучения как персонифицированного образовательного процесса через интерпретацию наблюдаемых изменений связей основного дидактического отношения. Педагогический смысл персонификации обучения рассматривается как процесс становления позиции «пожизненного ученика», который предполагает активизацию субъектной позиции и самостоятельности учащихся, формирование их ответственности за процесс обучения.  Для постнеклассического этапа развития науки обосновывается значимость рассмотрения открытости принципов классической, неклассической дидактики к интерпретации. В развитии идей персонификации образовательного процесса акцент делается на интерпретации принципов в деятельностном аспекте (проектирование, реализация, организация, создание) и их целенаправленности на ценностно-целевые ориентиры образования – «человекоразмерность». Изменение дидактических принципов в контексте их сущностного переосмысления и предложенного понимания персонификации раскрывается через рассмотрение ценностных аспектов взаимодействий единых на всех ступенях системы образования: учитель (учителя)/ преподаватель (преподаватели)  – ученик (ученики)/ студент (студенты); учитель (преподаватель) – ученик (студент) – информация;  учитель (преподаватель) – ученик (студент) – в образовательной среде школы, вуза и более широкой образовательной и социальной среде – ближайший социум, общество, мир. Реализация принципов персонификации образовательного процесса в вузе позволит подготовить студентов – будущих учителей к реализации идей постнеклассического понимания развития современной дидактики в образовании.

Ключевые словапостнеклассический этап развития науки, персонификация, образование, обучение, образовательный процесс, дидактика, дидактические принципы
Источник финансированияРабота выполнена в рамках государственного задания при финансовой поддержке Минпросвещения России (проект № FSZN-2020-0027).
Получено05.05.2022
Дата публикации02.06.2022
Кол-во символов18684
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. В свете современных философских воззрений все чаще провозглашаются идеи о кризисе гуманистического мышления, связанного с трансформацией понимания сущности человеческой личности, например, в работах А.А. Гуссейнова, Г.Р. Давлетшиной, А.В. Истюфеева, М.И. Мухина, Г.А. Чистова и др. [1-5]. Данная тенденция нашла свое отражение в различных областях человеческого знания. Считаем совершенно справедливым то опасение В.В. Горшковой, что в условиях неразумного использования новых возможностей без учета «перспективного контекста жизнедеятельности человека» предполагаемые успехи цифрового мира и заманчивые перспективы искусственного интеллекта будут способствовать вытеснению человеческого в человеке. Опыт прошлого ясно показывает, что бурное развитие технического прогресса в отрыве от гуманитарного знания и духовно-нравственных оснований не может послужить реальному совершенствованию природы человека. Тем не менее, как отмечает исследователь [6, с. 34], цифровизация включает в себя позитивную направленность, т.к. данные условия послужили возникновению совершенно новой мировой философии образования – smart education (умное обучение), которая должна будет способствовать реальным запросам личности.
2 Дидактика как отрасль педагогической науки не явилась исключением. В условиях кризиса гуманистического мышления и «появления новых культурно-исторических орудий», опосредующих жизнедеятельность подрастающих поколений (Л.С. Выготский), цифровизация обучения в рамках персонифицированного подхода выступает как важный, но «вспомогательный» инструмент, дополняющий живое общение учителя и ученика, взаимодействие, основанное на субъект-субъектных отношениях [7, с. 48].
3 Ученые, анализируя социокультурную обусловленность образования, обращаются к анализу постмодерна, который характеризуется глубоким кризисом смыслов [8, с. 9], изменением традиционных подходов к трактовке научной рациональности, поиском новых критериев верификации дидактического знания [9, с. 67].
4 Сегодня в рамках дискурса о методологических основаниях педагогики существуют две различные по своей направленности философские позиции – приверженцы постмодерна и сторонники его критического осмысления.
5 Отметим, что философия постмодернизма как целостной научной концепции ставится некоторыми исследователями под сомнение (Жан Брикмон, С.П. Капица, Алан Сокал, Ричард Докинз, Дэвид Харви, Ноам Хомский1 и др.) [10-12]. Проблемность данного положения усугубляется тем, что размышления на тему кризиса смыслов в образовании, которые являются актуальными сегодня (С.В. Иванова, И.М. Осмоловская и др.), раскрываются и описываются зачастую как раз с позиции философии постмодернизма, релевантность которого вызывает все больше споров в научной среде. Вероятно, при ближайшем рассмотрении не столь очевидно, что наша эпоха действительно обладает отличительными чертами постмодерна. Единственное, в чем нельзя поспорить с постмодернистами, так это в том, что в мире на самом деле происходят быстрые и непрерывные изменения, которые характерны для нашей современности [13, с. 91]. В связи с этим значимым выступает определение философских оснований и методологической позиции исследовательского поиска изменений дидактических принципов. 1. Ноам Хомский. Критика постмодернизма. URL:https://ru.abcdef.wiki/wiki/Criticism_of_postmodernism

всего просмотров: 326

Оценка читателей: голосов 0

1. Гусейнов А.А. Признаки кризиса современного гуманизма – отсутствие цельного представления о человеке. [Электронный ресурс] // Компас целей. URL: http://analitikaru.ru/2016/03/29/priznak-krizisa-sovremennogo-gumanizma-otsutstvie-celnogo-predstavleniya-o-cheloveke/ (дата обращения: 20.07.2021).

2. Давлетшина Г.Р. Кризис гуманизма и пути его преодоления в российском обществе: автореф. дис. … канд. филос. наук. Уфа, 2012. 17 с.

3. Истюфеев А.В. Кризис гуманизма в условиях современной техногенной цивилизации // Вестник ОГУ. 2007. №7. С.58-63.

4. Мухин М. И. К вопросу о стержневой основе парадигмы образования ХХI cтолетия //Перспективы науки и образования. 2021. № 2 (50). С. 56-69.

5. Чистов Г.А. Кризис гуманизма и перспективы развития России // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2009. №9 (142). С.141-145.

6. Горшкова В. В. Проблемы образования и жизнедеятельности человека в области цифровой цивилизации // Человек и образование. 2020. № 2 (63). С. 29-35.

7. Аксенова А. Ю., Примчук Н. В. Сущностные характеристики персонификации обучения: средовый подход // Человек и образование. 2020. № 4 (65). С. 43-49.

8. Иванова С.В. Дидактический концепт в эпоху постмодерна // Ценности и смыслы. 2015. №3 (37). С.6-14.

9. Осмоловская И.М. Дидактика: от классики к современности. СПб.: Нестор-История, 2020. 248 с.

10. Капица С.П. Предисловие к переводу книги «Интеллектуальные уловки» Алана Сокала и Жана Брикмона [Электронный ресурс] // Научно-познавательный журнал «Скепсис». URL: https://scepsis.net/library/id_1053.html (дата обращения: 23.07.2021).

11. Dawkins, R. Postmodernism Disrobed // Nature. 1998. № 394, P.141-143.

12. Харви Д. Состояние постмодерна: исследование истоков культурных изменений: сб. науч. тр. / пер. с англ. Н. Проценко; под науч. ред. А. Павлова. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. 576 с.

13. Bazargani D.T., Larsari V.N. "Postmodernism": Is the Contemporary State of Affairs Correctly Described as ‘Postmodern’? // Journal of Social Issues & Humanities. 2015. № 3. P. 89–96.

14. Персонификация обучения в современной школе: педагогический анализ / А.Ю. Аксенова [и др.]. СПб.: Астерион, 2021. 112 с.

15. Другова Е.А., Велединская С.Б., Журавлева И.И. Развивая цифровую педагогику: вклад образовательного дизайна Рецензия на книгу: Beetham H., Sharpe R. (2020) Rethinking Pedagogy for a Digital Age1 // Вопросы образования. 2021. № 4. С. 333–354

16. Перминова Л.М. Дидактика в контексте современного научного знания // Ценности и смыслы. 2014. №3 (31). С.44-56.

17. Бабанский Ю.К. Педагогика: учебное пособие для студентов педвузов. М.: Просвещение, 1983. 608 с.

18. Аранова С.В., Примчук Н.В. Реализация принципа преемственности в подготовке студентов педагогических вузов // Science for Education Today. 2019. № 1. С. 7-26.

19. Тряпицына А.П. Содержание профессиональной подготовки студентов – будущих учителей к решению задач модернизации общего образования // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. №1. С.50-61.

20. Перминова Л.М. Современная дидактика: от Коменского до наших дней: философско-педагогические аспекты современной дидактики. М.: Школьные технологии, 2021. 294 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх