Экспедиция как эффективная форма исследовательской деятельности обучающихся

 
Код статьиS181570410019987-0-1
DOI10.54884/S181570410019987-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Лаборант-исследователь Научно-образовательного центра
Аффилиация: Академия наук Республики Саха (Якутия)
Адрес: Российская Федерация, Якутск
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (70)
Страницы197-203
Аннотация

В статье рассматривается  школьная научно-исследовательская экспедиция как одна из эффективных форм исследовательской деятельности обучающихся. Описываются особенности создания научно-исследовательских экспедиций в республике Саха (Якутия)  в условиях  введения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения в общеобразовательных учреждениях. В связи с этим за последние годы в Якутии организовываются научно-исследовательские экспедиции, с целью повышения качества образования и воспитания будущего поколения. В научно-исследовательских экспедициях обучающиеся получают практические умения и навыки поисково-исследовательского характера. Научно-исследовательская экспедиция является эффективной формой  исследовательской деятельности обучающихся в подготовке и выборе будущей профессии, повышения качества выполнении образовательных программ, способствует интеллектуальному саморазвитию молодёжи.    

Ключевые слованаучно-исследовательские экспедиции в республике Саха (Якутия), процесс исследовательской деятельности, исследовательские умения и навыки
Получено05.05.2022
Дата публикации02.06.2022
Кол-во символов12175
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Научно-образовательный центр Академии наук Республики Саха (Якутия) проводит научно-исследовательские экспедиции школьников в рамках летней научно-исследовательской школы чл.-корра РАН Н.Г. Соломонова, который является инициатором идеи организации таких экспедиций школьников в республике Саха (Якутия). Его первая экспедиция школьников организовалась под названием «Эллайаада» в Хангаласском районе в 1995 г. на основании Указа Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева о развитии системы особо охраняемых природных территорий Республики Саха (Якутия) в местности Ленские столбы, где впервые участвовали ведущие научные сотрудники, учителя и обучающиеся. Таким образом, началась сеть научно-исследовательских экспедиций школьников в республике Саха (Якутия).
2 В данное время экспедиции школьников в рамках летней научно-исследовательской школы академика Н.Г. Соломонова Академии наук Республики Саха (Якутия) организуются в более 20-ти общеобразовательных учреждений республики: в Верхоянском, Вилюйском, Верхневилюйском, Горном, Кобяйском, Мегино-Кангаласском, Таттинском, Томпонском, Хангаласском, Усть-Майском, Эвено-Бытантайском районах и в городах Мирном, Нерюнгри, Якутск.
3 Благодаря организованным научно-исследовательским экспедициям школьников собраны и изучены фауна и флора ресурсных резерватов «Ленские столбы», «Хамра», «Пилька», «Эргеджей» в Юго-Западной Якутии, «Харыйалаах» в Центральной Якутии, «Туостаах» в Северной Якутии и т.д. Следует подчеркнуть, что по итогам экспедиций школьников были получены интересные результаты при исследованиях представителей отряда чешуекрылых (Lepidoptera). Например, только лишь в Ленском районе лепидоптерофауна в ходе экспедиций со школьниками установлена 221 вида из 21 семейства, причем 1 вид из пядениц (Melanthia procellata ([Denis & Schiffermüller], 1775) был выявлен впервые для фауны Якутии, а 30 видов – впервые для Юго-Западной Якутии. Ряд интересных работ были выполнены зоологами экспедиции при активном участии учащихся. Проведены наблюдения за экологией и состоянием популяций редких видов животных [1]. Таким образом, роль научно-исследовательских экспедиций школьников играют огромное познавательное и воспитательное значение. В будущем организация экспедиций школьников будет расширять горизонты исследования по всей Якутии, начиная от центральной Якутии до арктических зон, охватывая естественнонаучные и гуманитарные направления.
4 Самым сложным моментом в исследовательской деятельности школьников является организация экспедиции. Отбор детей происходит с учётом результатов учебы за год, их интересов и мотивации (познавательной, социальной, нравственной), которая располагает обучающегося к освоению данного содержания, его углублению. Мотивы как внутреннее побуждение к деятельности обеспечивают включение самого обучающегося в процесс освоения нового содержания. Способы деятельности и отдельных учебных действий обеспечивают систему и порядок в изучении содержания, выделении его главных идей, закономерностей, отбор доказательных фактов [2].

всего просмотров: 209

Оценка читателей: голосов 0

1. Исаев Арк. П. Опыт экспедиционных исследований школьников на Средней Лене // Сборник статей участников республиканской конференции «Организация экспедиции школьников: теория и практика». Якутск. 2020. С. 22-25.

2. Леонтович А. Комплексная исследовательская экспедиция // Народное образование. 2006. №3. С. 207-214.

3. Милосердова Л. А., Шарова Н. В. Научно-исследовательская деятельность как средство формирования образовательной компетенции обучающихся // Наука и образование в XXI веке. Тамбов. 2013. С. 93-94.

4. Соломонов Н. Г., Ноговицын П. Р., Захарова В. И., Адамова А. Д., Иванова С. П., Юмшанов М. А., Исаев А. П. Опыт организации научно-исследовательских экспедиций учащихся в Якутии // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Якутск. 2008.

5. Соломонов Н. Г. Опыт организации научно-исследовательских экспедиций учащихся в Якутии // Сборник статей участников республиканской конференции «Организация экспедиции школьников: теория и практика». Якутск. 2020. С. 6-14.

6. Поздняк С. Н. Исследовательская деятельность школьников и метод проектов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2006. №3. С. 52-56.

7. Файзрахманова З. А. Научно-исследовательская деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС НПО // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Тамбов. 2014. С. 144-146.

8. Брыкова О. В., Громова Т. В. Проектная деятельность в учебном процессе. М.: Чистые пруды, 2006. С. 32.

9. Горбунова Н. В., Кочкина Л. В. Методика организации работы над проектом // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27.

10. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология научного исследования. М.: Либроком, 2010. 280 с.

11. Богомолова А. А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся // Биология в школе. 2006. №5. С. 35-38.

12. Зарипов Р. С. Исследовательская работа в системе ДО // Дополнительное образование. 2005. №3. С. 61-63.

13. Беликов В. А. Образование. Деятельность. Личность : учеб. пособие для вузов. М.: Академия Естествознания, 2010. 339 с.

14. Громова Т. В. Организация исследовательской деятельности // Практика административной работы в школе. 2006. №7. С. 49-53.

15. Обухов А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. М.: Прометей, 2010. 224 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх