Expedition as an effective form of student research

 
PIIS181570410019987-0-1
DOI10.54884/S181570410019987-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Research laboratory assistant of Scientific and educational center
Affiliation: Academy of Sciences of the Republic of Sakha (Yakutia)
Address: Russian Federation, Yakutsk
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (70)
Pages197-203
Abstract

The article considers school research expedition as one of the effective forms of research activity of students. Features of creation of scientific research expeditions in the Republic of Sakha (Yakutia) in the conditions of introduction of the federal state educational standard (FSES) of the second generation in general educational institutions are described. In connection with this, research expeditions have been organized in Yakutia in recent years to improve the quality of education and upbringing of the next generation. In research expeditions, students receive practical research skills. Research expedition is an effective form of research activity of students in preparation and selection of future profession, increase the quality of performance of educational programs, promotes intellectual self-development of young people.

Keywordsresearch expeditions in the Republic of Sakha (Yakutia), the process of research activities, research skills
Received05.05.2022
Publication date02.06.2022
Number of characters12175
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Научно-образовательный центр Академии наук Республики Саха (Якутия) проводит научно-исследовательские экспедиции школьников в рамках летней научно-исследовательской школы чл.-корра РАН Н.Г. Соломонова, который является инициатором идеи организации таких экспедиций школьников в республике Саха (Якутия). Его первая экспедиция школьников организовалась под названием «Эллайаада» в Хангаласском районе в 1995 г. на основании Указа Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева о развитии системы особо охраняемых природных территорий Республики Саха (Якутия) в местности Ленские столбы, где впервые участвовали ведущие научные сотрудники, учителя и обучающиеся. Таким образом, началась сеть научно-исследовательских экспедиций школьников в республике Саха (Якутия).
2 В данное время экспедиции школьников в рамках летней научно-исследовательской школы академика Н.Г. Соломонова Академии наук Республики Саха (Якутия) организуются в более 20-ти общеобразовательных учреждений республики: в Верхоянском, Вилюйском, Верхневилюйском, Горном, Кобяйском, Мегино-Кангаласском, Таттинском, Томпонском, Хангаласском, Усть-Майском, Эвено-Бытантайском районах и в городах Мирном, Нерюнгри, Якутск.
3 Благодаря организованным научно-исследовательским экспедициям школьников собраны и изучены фауна и флора ресурсных резерватов «Ленские столбы», «Хамра», «Пилька», «Эргеджей» в Юго-Западной Якутии, «Харыйалаах» в Центральной Якутии, «Туостаах» в Северной Якутии и т.д. Следует подчеркнуть, что по итогам экспедиций школьников были получены интересные результаты при исследованиях представителей отряда чешуекрылых (Lepidoptera). Например, только лишь в Ленском районе лепидоптерофауна в ходе экспедиций со школьниками установлена 221 вида из 21 семейства, причем 1 вид из пядениц (Melanthia procellata ([Denis & Schiffermüller], 1775) был выявлен впервые для фауны Якутии, а 30 видов – впервые для Юго-Западной Якутии. Ряд интересных работ были выполнены зоологами экспедиции при активном участии учащихся. Проведены наблюдения за экологией и состоянием популяций редких видов животных [1]. Таким образом, роль научно-исследовательских экспедиций школьников играют огромное познавательное и воспитательное значение. В будущем организация экспедиций школьников будет расширять горизонты исследования по всей Якутии, начиная от центральной Якутии до арктических зон, охватывая естественнонаучные и гуманитарные направления.
4 Самым сложным моментом в исследовательской деятельности школьников является организация экспедиции. Отбор детей происходит с учётом результатов учебы за год, их интересов и мотивации (познавательной, социальной, нравственной), которая располагает обучающегося к освоению данного содержания, его углублению. Мотивы как внутреннее побуждение к деятельности обеспечивают включение самого обучающегося в процесс освоения нового содержания. Способы деятельности и отдельных учебных действий обеспечивают систему и порядок в изучении содержания, выделении его главных идей, закономерностей, отбор доказательных фактов [2].

views: 237

Readers community rating: votes 0

1. Isaev Ark. P. Opyt ehkspeditsionnykh issledovanij shkol'nikov na Srednej Lene // Sbornik statej uchastnikov respublikanskoj konferentsii «Organizatsiya ehkspeditsii shkol'nikov: teoriya i praktika». Yakutsk. 2020. S. 22-25.

2. Leontovich A. Kompleksnaya issledovatel'skaya ehkspeditsiya // Narodnoe obrazovanie. 2006. №3. S. 207-214.

3. Miloserdova L. A., Sharova N. V. Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' kak sredstvo formirovaniya obrazovatel'noj kompetentsii obuchayuschikhsya // Nauka i obrazovanie v XXI veke. Tambov. 2013. S. 93-94.

4. Solomonov N. G., Nogovitsyn P. R., Zakharova V. I., Adamova A. D., Ivanova S. P., Yumshanov M. A., Isaev A. P. Opyt organizatsii nauchno-issledovatel'skikh ehkspeditsij uchaschikhsya v Yakutii // Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M.K. Ammosova. Yakutsk. 2008.

5. Solomonov N. G. Opyt organizatsii nauchno-issledovatel'skikh ehkspeditsij uchaschikhsya v Yakutii // Sbornik statej uchastnikov respublikanskoj konferentsii «Organizatsiya ehkspeditsii shkol'nikov: teoriya i praktika». Yakutsk. 2020. S. 6-14.

6. Pozdnyak S. N. Issledovatel'skaya deyatel'nost' shkol'nikov i metod proektov // Standarty i monitoring v obrazovanii. 2006. №3. S. 52-56.

7. Fajzrakhmanova Z. A. Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' obuchayuschikhsya v usloviyakh realizatsii FGOS NPO // Teoreticheskie i prikladnye voprosy nauki i obrazovaniya: sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Tambov. 2014. S. 144-146.

8. Brykova O. V., Gromova T. V. Proektnaya deyatel'nost' v uchebnom protsesse. M.: Chistye prudy, 2006. S. 32.

9. Gorbunova N. V., Kochkina L. V. Metodika organizatsii raboty nad proektom // Obrazovanie v sovremennoj shkole. 2000. №4. S. 21-27.

10. Novikov A. M., Novikov D. A. Metodologiya nauchnogo issledovaniya. M.: Librokom, 2010. 280 s.

11. Bogomolova A. A. Organizatsiya proektnoj issledovatel'skoj deyatel'nosti uchaschikhsya // Biologiya v shkole. 2006. №5. S. 35-38.

12. Zaripov R. S. Issledovatel'skaya rabota v sisteme DO // Dopolnitel'noe obrazovanie. 2005. №3. S. 61-63.

13. Belikov V. A. Obrazovanie. Deyatel'nost'. Lichnost' : ucheb. posobie dlya vuzov. M.: Akademiya Estestvoznaniya, 2010. 339 s.

14. Gromova T. V. Organizatsiya issledovatel'skoj deyatel'nosti // Praktika administrativnoj raboty v shkole. 2006. №7. S. 49-53.

15. Obukhov A. S. Razvitie issledovatel'skoj deyatel'nosti uchaschikhsya. M.: Prometej, 2010. 224 s.

Система Orphus

Loading...
Up