Американский музыкальный экспериментализм в начале ХХ века. Традиции и инновации

 
Код статьиS032120680004159-8-1
DOI10.31857/S032120680004159-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Научный сотрудник
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 3
Страницы112-127
Аннотация

Статья посвящена исследованию феномена американского музыкального инструментализма известных американских композиторов ХХ века Г. Коуэлла, Л. Харрисона, Дж. Крама и Дж. Кейджа в его историко-культурной, философско-эстетической и собственно музыкальной обусловленности, а также определению его роли в процессе обновления звуковых ресурсов искусства XX века. Наряду с этим прослеживается связь радикальных идей американских композиторов с творчеством и идеями европейских композиторов А. Шёнберга, П. Булеза, Э. Вареза и других, положивших начало последующим теоретическим и инструментальным музыкальным новациям в американском авангарде. Американский музыкальный экспериментализм воплощал собой феномен «маргинальной музыки», в котором при опоре на определённые традиции вырабатывается «избирательный технический канон» (Т.В. Адорно). В то же время особенностью этого феномена становится тот факт, что идеи, заложенные в нём, преодолевая региональную ограниченность, заняли авангардные позиции в музыкальном искусстве последующего поколения музыкантов. В звуковых открытиях экспериментализма прямо или косвенно обозначена перспектива новых форм звукотворчества музыкальной культуры второй половины ХХ столетия, среди которых музыка для ударных, сонористическая трактовка фортепиано, репетитивная техника минимализма, перформанс Дж. Кейджа и другие.

Ключевые словаамериканский музыкальный экспериментализм начала ХХ века, творчество композито-ров Г. Коуэлла, Л. Харрисона, Дж. Крама, Дж. Кейджа
Получено05.03.2019
Дата публикации13.03.2019
Кол-во символов40029
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Важной особенностью ХХ концертного века музыки стало существование разделения аудитории на традиционную и аудиторию авангарда со многими фигурами известных в одном музыкальном мире и считавшихся незначительными или вообще неприемлемыми в другом. Такие европейские композиторы, как Антон Веберн, Эллиотт Картер, Эдгар Варез, Милтон Бэббит и Лучано Берио, посвятившие себя в своём последующем творчестве миру авангарда, зачастую «выпадали» за его пределы. Уже в начале ХХ века в среде музыкантов достаточно остро и экспрессивно обсуждался вопрос об основных принципах музыки современной эпохи.
2 Традиционная, функциональная гармония, а позднее и романтический оркестровый звук воспринимались как своего рода сковывающий корсет. Арнольд Шёнберг, Антон Веберн и Альбан Берг, члены второй венской школы, взорвали тональные структуры, создав новую концепцию двенадцатитоновой техники, в которой все двенадцать тонов были одинаково расположенных в строках.
3 И в то же время музыкальный авангард был очарован такими новыми технологиями, как телефон, фонограф, граммофон и микрофон, что впервые сделало возможным запись звуков. А по прошествии времени многие из методов, разработанных названной выше группой композиторов, стали отображаться в популярной музыке таких музыкальных коллективов, как «Битлз» (“The Beatles), «Пинк Флойд» (“Pink Floyd), британского мультиинструменталиста и композитора, работавшего в самых разнообразных жанрах – прогрессив, арт-роке, электронной музыке Майка Олдфилда, в группах – Нирвана» (“Nirvana)», «Энигма» (“Enigma), «Вангелис» (“Vangelis), композитора Жан-Мишеля Жарра и в творчестве ещё многих других композиторов и музыкальных групп, которые привлекли к себе массовую аудиторию.
4 В начале ХХ века композиторы и музыканты в Северной Америке начали освобождать себя от традиционных европейских моделей, приступая к установлению новых и весьма радикальных путей в создании музыки. В 1950-е годы в Америке один из критиков назвал этот процесс большим расцветом экспериментальной музыки в тандеме с драматическими изменениями в изобразительном искусстве. Так, например, композиция Игоря Стравинского «Обряд Весны», являющаяся теперь обязательной для репертуара любого серьёзного оркестра, впервые исполненная в 1913 г. с неестественными изменениями ритма и ключей, была в те годы «музыкой динамита», нарушением старых привычек европейского прослушивания и сопровождалась улюлюканьем и шипением на её премьере со стороны приверженцев традиционного исполнения музыки. Столь же необычной была и хореография «Русских балетных сезонов» от Вацлава Нижинского, который показал не танцовщиц в пачках, а «примитивные» племенные танцы в просторных этнических костюмах.
5 А более чем 40 лет спустя, после возникновения многообразных эстетических и структурных предпосылок в отношении различных направлений в новой музыке стало возможным говорить о чётко прослеживаемой традиции экспериментальной музыки. В Нью-Йорке в течение 1950–1960-х годов в районе Манхэттена существовала целая колония авангардных художников, писателей и композиторов, свободно проповедовавших наиболее радикальные художественные идеи: художники Джексон Поллок, Франц Клайн, Филип Гастон, Роберт Раушенберг, Джаспер Джонс; поэты Джон Эшбери, Аллен Гинзберг, Фрэнк О'Хара; композиторы Джон Кейдж, Мортон Фельдман, Эрл Браун, Кристиан Вольф и многие другие.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1291

Оценка читателей: голосов 0

1. Кейдж Дж. 1988. Музыка должна раскрепощать дух // Музыкальная жизнь. № 17. С. 22–23.

2. Кейдж Дж. 1997. История экспериментальной музыки в США // Музыкальная академия. № 2. С. 205–210.

3. Кейдж Дж. 1997. История экспериментальной музыки в США // Музыкальная академия. № 2. С. 205–210.

4. Кейдж Дж. 1997. Экспериментальная музыка (фрагмент) // Музыкальная ака-демия. № 2. С. 211–217.

5. Конен В. 1961. Пути американской музыки. Очерки по истории музыкальной культуры США. Москва: «Советский композитор». 491 с.

6. Куницкая Р.И. 1990. Французские композиторы XX века: Э. Варез, А. Жоливе, О. Мессиан, П. Булез, А. Дютийе. Москва: «Советский композитор». 207 с.

7. Манулкина О.Б. 2010. От Айвза до Адамса: американская музыка XX века. Санкт-Петербург: Издательство Ивана Лимбаха. 782 с.

8. Тимошенко А.А. 1999. Музыка для ударных в музыкальной культуре США пер-вой половины XX века (Коуэлл, Кейдж, Харрисон) / Инструментализм в становле-нии и эволюции: Сборник научных статей. Санкт-Петербург: Российский институт истории искусств. С. 36–42.

9. Штокхаузен К. 1990. Подобно свободной естественной науке. Интервью // Со-ветская музыка. № 10. C. 65–68.

10. Griffiths P. 2011. Modern Music and After. History of Music. Oxford University Press. 480 p.

11. Hicks M. 1990. John Cage's Studies with Schoenberg // American Music. Vol. 8. No. 3. Р. 125-140.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх