Гуманизация процесса воспитания несовершеннолетних в приютах Российской империи: историко-культурологический анализ

 
Код статьиS181570410019970-2-1
DOI10.54884/S181570410019970-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Смоленский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Смоленск
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (70)
Страницы120-128
Аннотация

В статье рассматривается проблема реформирования уголовного законодательства в отношении несовершеннолетних правонарушителей в Российской империи в конце XIX – начале XX века. В тот период в среде «вершителей правосудия», опиравшихся на идеи гуманности, ценности детской личности, защиту её прав, возникла мысль о необходимости изменения существовавшего уголовного законодательства в отношении ребенка-правонарушителя. Одним из ключевых вопросов в статье является рассмотрение обоснования сроков пребывания питомцев в исправительных заведениях. Для обеспечения исправления несовершеннолетних правонарушителей в колониях-приютах властью страны были предприняты попытки внесения изменений в ряд законодательных актов. Это оказало огромное влияние на организацию правосудия в отношении несовершеннолетних, отразилось на практической деятельности воспитательно-исправительных учреждений Российской империи конца XIX – начала XX века. Нововведения в уголовном законодательстве стали большим шагом в сторону гуманизации процесса воспитания детей-преступников в колониях-приютах дореволюционного периода. Ребенок впервые стал рассматриваться не как объект, а как субъект педагогического процесса, личность, имеющая права. Деятельность воспитательно-исправительных учреждений вышла из разряда карательной и была направлена на гуманное, человечное отношение к воспитанникам.

Ключевые слованесовершеннолетние правонарушители, воспитательно-исправительные заведения Российской империи, педагогический работа приютов для несовершеннолетних, гуманизация процесса воспитания
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-313-90023.
Получено04.05.2022
Дата публикации02.06.2022
Кол-во символов21221
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. В Российской империи со второй половины XIX века начался интенсивный процесс реформирования общества. В.А. Никонов, ученый-историк, политолог, указывает на то, что в этот период перед страной «объективно стояла задача форсированной экономической, политической и социокультурной модернизации. Страна догоняющего развития, Россия, по существу только в 1860-е годы (при Александре II), с многовековым опозданием... начала переход от патриархально-феодальной системы к начальным формам капиталистической организации...» [1, с. 28]. Безусловно, этот переход не был плавным. Поэтому все слои общества ощутили на себе влияние глобальных перемен. Особенно в этой ситуации страдало крестьянское население империи: оно «беднело в абсолютном выражении и вымирало в массовом порядке...» [там же, с. 34]. Данная ситуация не могла остаться незаметной и для детского населения. Особенно подверженными дурному влиянию социума, а как следствие, совершению правонарушений оказались несовершеннолетние. Проблема отягощалась тем, что в Российской империи до второй половины XIX века не возникал вопрос о необходимости реорганизации системы уголовного правосудия в отношении детей-правонарушителей. Совершив преступление, они наказывались как взрослые и отбывали наказание в тюрьмах: «… здесь дети прямо попадали в общество сознательных преступников, и тюрьма, таким образом, делалась для них школою разврата и преступлений и вела их к окончательной порче и погибели… Дети почти ничему не выучивались и выходили из тюрем еще более испорченными и с расстроенным здоровьем» [2, с. 7-8]. Таким образом, тюрьма являлась для несовершеннолетних не местом исправления, а местом, где они подвергались еще большему нравственному разложению. Совершенно очевидно, что до второй половины XIX века уголовное законодательство в отношении детей строилось на принципе «оплата за зло преступления злом наказания»; «наказание имело целью внушить страх другим, которые иначе, может быть, решились бы на преступление» [там же, с. 6]. Однако вторая половина XIX века стала переломным моментом. Увеличение рецидивов на фоне государственной нестабильности постепенно меняло взгляды власти и общества на проблему детской преступности. Возникла необходимость существенной реорганизации системы уголовного правосудия.
2 Методами исследования выступили: общетеоретические, позволившие проанализировать, синтезировать, актуализировать и систематизировать научные материалы; историко-педагогический, на основании которого нами выявлены особенности организации воспитательного процесса в детских колониях-приютах Российской империи в конце XIX – начале XX века.
3 Результаты исследования. К середине XIX века в общественном сознании под влиянием научных воззрений изменилось отношение к преступнику. Главной целью по отношению к нему теперь стало исправление, а не возмездие. В первую очередь это относилось к несовершеннолетним. Таким образом, с одной стороны, рост числа «неустроенных» детей: бродяг, нищих, бесприютных и беспризорных, преступных, а с другой, общественное стремление к их воспитанию и исправлению укрепили идеи об учреждении специальных заведений.

всего просмотров: 231

Оценка читателей: голосов 0

1. Никонов В.А. Крушение России. 1917. М.: АСТ, 2016. 698 с.

2. Земледельческие колонии и ремесленные приюты, как воспитательные заведения для несовершеннолетних преступников и бедных детей. СПб.: Ком. О-ва земледельч. колоний и ремесл. приютов, 1870. 30 с.

3. Всесвятский П. Несовершеннолетние в тюрьме // Дети-преступники: cб. статей / под ред. М.Н. Гернета. М., 1912. С. 413-427.

4. Груничева Г.А. История развития исправительных учреждений для несовершеннолетних преступников // История государства и права. 2006. №7. C. 4-6.

5. ГАСО (1908-1909). Воспитательно-исправительные заведения для несовершеннолетних в Российской империи. Р-368. Оп. 1. Д. 12.

6. ГА РФ (1891). Об изменении постановлений закона, касающихся помещения малолетних преступников в исправительные приюты. Ф. 122. Оп. 1. Д. 2014.

7. Беляева Л.И. Правовые, организационные и педагогические основы деятельности исправительных заведений для несовершеннолетних правонарушителей в России (середина XIX – начало XX в): дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1995. 539 с.

8. Гомозов Н.М. Государственно-правовые меры борьбы с преступностью несовершеннолетних в России второй половины XIX - начала XX века: дис. …канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2012. 184 с.

9. Дубоносова А.Э. Развитие идей предупреждения правонарушений несовершеннолетних в правовой мысли России: XIX - начало XX вв.: дис. … канд. юрид. наук. М., 2008. 198 с.

10. Думов А.С. Проблема преодоления отклоняющегося поведения несовершеннолетних в педагогике России: вторая половина XIX - первая треть XX века: дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2013. 149 с.

11. Мишина Е.В. Правонарушения, совершаемые несовершеннолетними в дореволюционной России и государственно-правовая деятельность по их предупреждению и пресечению: историко-правовой аспект: дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2002. 159 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх