Humanization of the process of raising minors in the Russian Empire shelters: historical and cultural analysis

 
PIIS181570410019970-2-1
DOI10.54884/S181570410019970-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Smolensk State University
Address: Russian Federation, Smolensk
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (70)
Pages120-128
Abstract

The article discusses the problem of reforming criminal legislation in relation to juvenile offenders in the Russian Empire in the late XIX-early XX centuries. At that time, among the "judges of justice", who were based on ideas of humanity, values of a child’s personality, protection of his or her rights, the idea of changing the existing criminal legislation in relation to the child offender arose. One of the key issues in the article is consideration of the justification of the terms of staying children in correctional institutions. In order to ensure the rehabilitation of juvenile offenders in colonies-shelters, the authorities of the country attempted to amend some legislative acts. This had a great impact on the organization of juvenile justice, reflected in the practical activities of educational and correctional institutions of the Russian Empire in the late XIX-early XX centuries. The innovations in the criminal legislation became a big step towards the humanization of the process of raising delinquent children in pre-revolutionary asylum colonies. That was the first time that a child was considered not as an object, but as a subject of the pedagogical process, an individual with rights. The activities of educational and correctional institutions ceased to be punitive and were directed towards human treatment of children.

 

Keywordsjuvenile delinquents, educational and correctional institutions of the Russian Empire, pedagogical activities of shelters for minors, humanization of the education process
AcknowledgmentThe reported study was funded by RFBR, project number 20-313-90023.
Received04.05.2022
Publication date02.06.2022
Number of characters21221
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. В Российской империи со второй половины XIX века начался интенсивный процесс реформирования общества. В.А. Никонов, ученый-историк, политолог, указывает на то, что в этот период перед страной «объективно стояла задача форсированной экономической, политической и социокультурной модернизации. Страна догоняющего развития, Россия, по существу только в 1860-е годы (при Александре II), с многовековым опозданием... начала переход от патриархально-феодальной системы к начальным формам капиталистической организации...» [1, с. 28]. Безусловно, этот переход не был плавным. Поэтому все слои общества ощутили на себе влияние глобальных перемен. Особенно в этой ситуации страдало крестьянское население империи: оно «беднело в абсолютном выражении и вымирало в массовом порядке...» [там же, с. 34]. Данная ситуация не могла остаться незаметной и для детского населения. Особенно подверженными дурному влиянию социума, а как следствие, совершению правонарушений оказались несовершеннолетние. Проблема отягощалась тем, что в Российской империи до второй половины XIX века не возникал вопрос о необходимости реорганизации системы уголовного правосудия в отношении детей-правонарушителей. Совершив преступление, они наказывались как взрослые и отбывали наказание в тюрьмах: «… здесь дети прямо попадали в общество сознательных преступников, и тюрьма, таким образом, делалась для них школою разврата и преступлений и вела их к окончательной порче и погибели… Дети почти ничему не выучивались и выходили из тюрем еще более испорченными и с расстроенным здоровьем» [2, с. 7-8]. Таким образом, тюрьма являлась для несовершеннолетних не местом исправления, а местом, где они подвергались еще большему нравственному разложению. Совершенно очевидно, что до второй половины XIX века уголовное законодательство в отношении детей строилось на принципе «оплата за зло преступления злом наказания»; «наказание имело целью внушить страх другим, которые иначе, может быть, решились бы на преступление» [там же, с. 6]. Однако вторая половина XIX века стала переломным моментом. Увеличение рецидивов на фоне государственной нестабильности постепенно меняло взгляды власти и общества на проблему детской преступности. Возникла необходимость существенной реорганизации системы уголовного правосудия.
2 Методами исследования выступили: общетеоретические, позволившие проанализировать, синтезировать, актуализировать и систематизировать научные материалы; историко-педагогический, на основании которого нами выявлены особенности организации воспитательного процесса в детских колониях-приютах Российской империи в конце XIX – начале XX века.
3 Результаты исследования. К середине XIX века в общественном сознании под влиянием научных воззрений изменилось отношение к преступнику. Главной целью по отношению к нему теперь стало исправление, а не возмездие. В первую очередь это относилось к несовершеннолетним. Таким образом, с одной стороны, рост числа «неустроенных» детей: бродяг, нищих, бесприютных и беспризорных, преступных, а с другой, общественное стремление к их воспитанию и исправлению укрепили идеи об учреждении специальных заведений.

views: 327

Readers community rating: votes 0

1. Nikonov V.A. Krushenie Rossii. 1917. M.: AST, 2016. 698 s.

2. Zemledel'cheskie kolonii i remeslennye priyuty, kak vospitatel'nye zavedeniya dlya nesovershennoletnikh prestupnikov i bednykh detej. SPb.: Kom. O-va zemledel'ch. kolonij i remesl. priyutov, 1870. 30 s.

3. Vsesvyatskij P. Nesovershennoletnie v tyur'me // Deti-prestupniki: cb. statej / pod red. M.N. Gerneta. M., 1912. S. 413-427.

4. Grunicheva G.A. Istoriya razvitiya ispravitel'nykh uchrezhdenij dlya nesovershennoletnikh prestupnikov // Istoriya gosudarstva i prava. 2006. №7. C. 4-6.

5. GASO (1908-1909). Vospitatel'no-ispravitel'nye zavedeniya dlya nesovershennoletnikh v Rossijskoj imperii. R-368. Op. 1. D. 12.

6. GA RF (1891). Ob izmenenii postanovlenij zakona, kasayuschikhsya pomescheniya maloletnikh prestupnikov v ispravitel'nye priyuty. F. 122. Op. 1. D. 2014.

7. Belyaeva L.I. Pravovye, organizatsionnye i pedagogicheskie osnovy deyatel'nosti ispravitel'nykh zavedenij dlya nesovershennoletnikh pravonarushitelej v Rossii (seredina XIX – nachalo XX v): dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 1995. 539 s.

8. Gomozov N.M. Gosudarstvenno-pravovye mery bor'by s prestupnost'yu nesovershennoletnikh v Rossii vtoroj poloviny XIX - nachala XX veka: dis. …kand. yurid. nauk. N. Novgorod, 2012. 184 s.

9. Dubonosova A.Eh. Razvitie idej preduprezhdeniya pravonarushenij nesovershennoletnikh v pravovoj mysli Rossii: XIX - nachalo XX vv.: dis. … kand. yurid. nauk. M., 2008. 198 s.

10. Dumov A.S. Problema preodoleniya otklonyayuschegosya povedeniya nesovershennoletnikh v pedagogike Rossii: vtoraya polovina XIX - pervaya tret' XX veka: dis. … kand. ped. nauk. Volgograd, 2013. 149 s.

11. Mishina E.V. Pravonarusheniya, sovershaemye nesovershennoletnimi v dorevolyutsionnoj Rossii i gosudarstvenno-pravovaya deyatel'nost' po ikh preduprezhdeniyu i presecheniyu: istoriko-pravovoj aspekt: dis. … kand. yurid. nauk. SPb., 2002. 159 s.

Система Orphus

Loading...
Up