ФРГ и Испания: общее и особенное в подходе к украинскому кризису

 
Код статьиS013122270007797-7-1
DOI10.20542/0131-2227-2019-63-11-46-55
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Младший научный сотрудник
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117321 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117321 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 63 Выпуск №11
Страницы46-55
Аннотация

В статье анализируются подходы двух стран Евросоюза – ФРГ и Испании – к украинскому кризису. Такой выбор обусловлен стремлением выявить позицию неформального лидера ЕС – Германии, выражающей солидарную точку зрения Евросоюза, и Испании, рассматривающей украинский кризис через призму национальных проблем. В связи с тем что в немецкой политической системе значительную роль играют партии, в статье исследуются их взгляды на урегулирование кризиса на Украине. Использование метода сравнительного анализа ситуации в Крыму и Каталонии определяется приоритетностью для Испании проблемы сохранения территориальной целостности.

Ключевые словаФРГ, политические партии, украинский кризис, Россия, Испания, Каталония, Крым, независимость, автономия, референдум, конституция
Получено04.12.2019
Дата публикации09.12.2019
Кол-во символов38026
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Украинский кризис привел к серьезному ухудшению отношений между Россией и Европейским союзом. Однако в подходах разных стран – членов ЕС к событиям на Украине наблюдаются как общие черты, так и различия. Значимое влияние на солидарную позицию Евросоюза оказывает ФРГ как крупнейшее государство Союза, в наибольшей степени заинтересованное в урегулировании кризиса. В свою очередь на формирование подхода ФРГ серьезное влияние оказывают ее политические партии, особенно входящие в “Большую коалицию” у власти. Испания, напротив, в силу географической удаленности и низкого уровня развития экономических связей воспринимает украинский кризис практически исключительно сквозь призму национальных интересов, связанных с проблемой сохранения территориальной целостности государства. В данной статье анализируется подход ФРГ (на примере политических партий) как наиболее характерный для ЕС, и Испании (на примере сопоставления Каталонии и Крыма), отражающий специфику политики отдельных стран Евросоюза. Вопрос о сходстве и различиях происходящего в Каталонии и Крыму представляет собой case study более широкой проблемы о соотношении принципов сохранения территориальной целостности государства и права наций на самоопределение. Приоритет в данном анализе отдан ситуации в Каталонии, а Крым рассматривается в более широком контексте отношения Испании к украинскому кризису.
2

Украинский кризис в позициях политических партий ФРГ

3 Германия стремится к урегулированию украинского кризиса, который дестабилизирует ситуацию на восточных границах Европейского союза. Восточные соседи последнего остаются сферой политических и экономических интересов Берлина. С Украиной Германию связывают как социокультурное (исторические контакты, проживание на территории ФРГ значительного числа выходцев из Украины), так и экономическое взаимодействие. Берлин поддерживал углубление отношений Киева и Евросоюза, в том числе программу “Восточного партнерства” и заключение Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Во время выступлений в Киеве Германия была на стороне протестующих. Министр иностранных дел ФРГ Г. Вестервелле в 2013 г. не только посетил Майдан, но и встречался с лидерами оппозиции. Несмотря на то что Германия была одной из сторон, засвидетельствовавших соглашение украинского президента В. Януковича с оппозицией, после переворота в Киеве в 2014 г. Берлин признал легитимность новой власти [1, сс. 135-136].
4 Последовавшее за этим присоединение к России Крыма и вооруженный конфликт на юго-востоке Украины вызвали резкую критику со стороны ФРГ. Однако, поддерживая украинское правительство и политические меры против Москвы (санкции, исключение РФ из G8), Германия была против каких-либо силовых методов, например, поставок оружия. Ее возросший авторитет, активная роль во взаимодействии с Киевом, желание разрешить конфликт политическим путем способствовали активному участию ФРГ в попытках мирного урегулирования украинского кризиса (встречи Минской группы, подписание Минских соглашений).

Всего подписок: 1, всего просмотров: 896

Оценка читателей: голосов 0

1. Трунов Ф.О. Эволюция политики ФРГ в отношении Украины (2013–2015). Вестник Московского университета. Сер. 25: Международные отношения и мировая политика, 2015, № 2 (апрель–июнь), сс. 126-154. [Trunov F.O. Evolyutsiya politiki FRG v otnoshenii Ukrainy (2013–2015) [Evolution of German Policy towards Ukraine (2013–2015)]. Moscow University Bulletin of World Politics. Ser. 25, 2015, no. 2 (April–June), pp. 126-154.]

2. Für eine starke demokratische und rechtsstaatliche Ukraine. Positionspapier der CDU/CSU-Fraktion im Deutschen Bundestag. Beschluss vom 27. November 2018. Available at: https://www.cducsu.de/sites/default/files/2018-11/Positionspapaier%20-%20Ukraine%20Final_0.pdf (accessed 10.03.2019).

3. Der Bayernplan. Klar für unser Land. Beschluss des CSU-Parteivorstandsam 17. Juli 2017 in München. Available at: https://www.csu.de/common/download/Beschluss_Bayernplan.pdf (accessed 2.03.2019).

4. Positionspapier Russland. Positionspapier der CDU/CSU-Fraktion im Deutschen Bundestag. Entwurf vom 29. November 2016. Available at: http://russkoepole.de/images/flash/positionspapier_russland_final_clean_003.pdf (accessed 9.03.2019).

5. Dialog – Vertrauen – Sicherheit. Voraussetzungen und Impulse für eine zeitgemäße sozialdemokratische Entspannungspolitik. Beschluss der SPD-Bundestagsfraktion vom 09.10.2018. Available at: https://www.spdfraktion.de/system/files/documents/positionspapier-spdfraktion-dialog-vertrauen-sicherheit-20181009.pdf (accessed 20.03.2019).

6. Sanktion gegen Russland. Deutscher Bundestag. 1. Februar 2018. Available at: https://www.bundestag.de/mediathek?videoid=7197989&url=L21lZGlhdGhla292ZXJsYXk=&mod=mediathek#url=L21lZGlhdGhla292ZXJsYXk/dmlkZW9pZD03MTk3OTg5JnVybD1MMjFsWkdsaGRHaGxhMjkyWlhKc1lYaz0mbW9kPW1lZGlhdGhlaz92aWRlb2lkPTcxOTc5ODkmdXJsPUwyMWxaR2xoZEdobGEyOTJaWEpzWVhrPSZtb2Q9bWVkaWF0aGVr&mod=mediathek (accessed 25.03.2019).

7. FDP-Chef plädiert für Realpolitik mit Russland. RP Online, 09.08.2017. Available at: https://rp-online.de/politik/deutschland/christian-lindner-plaediert-fuer-realpolitik-mit-russland_aid-17738447 (accessed 25.03.2019).

8. Lambsdorff: Merkel muss sich für umfassende UN-Friedensmission Ost-Ukraine einsetzen. Freie Demokraten, 01.11.2017. Available at: https://www.fdpbt.de/pressemitteilung/112850 (accessed 25.03.2019).

9. Die Krim gehört zur Ukraine. Bündnis 90/Die Grünen, 18.03.2019. Available at: https://www.gruene-bundestag.de/presse/pressemitteilungen/2019/maerz/die-krim-gehoert-zur-ukraine.html (accessed 18.03.2019).

10. Bundeskanzlerin Merkel in der Ukraine: Besuch längst überfällig. Bündnis 90/Die Grünen, 01.11.2018. Available at: https://www.gruene-bundestag.de/presse/pressemitteilungen/2018/oktober/bundeskanzlerin-merkel-in-der-ukraine-besuch-laengst-ueberfaellig.html (accessed 18.03.2019).

11. Jaitner F. Eine besondere Verantwortung. ND, 01.12.2018. Available at: https://www.neues-deutschland.de/artikel/1107016.linke-und-russland-eine-besondere-verantwortung.html (accessed 19.03.2019).

12. Die Krim ist nun einmal ur-russisches Territorium. Welt, 17.06.2017. Available at: https://www.welt.de/politik/deutschland/article165650240/Die-Krim-ist-nun-einmal-ur-russisches-Territorium.html (accessed 29.03.2019).

13. Безвизовый въезд для украинцев: ЕС погряз в двойных стандартах. Russlanddeutsche für AfD NRW, 18.05.2017. [Visa-free entry for Ukrainians: the EU mired in double standards. Russlanddeutsche für AfD NRW, 18.05.2017. (In Russ.)] Available at: https://russlanddeutsche-afd.nrw/ru/news/2017/05/eu-gespaltene-zunge-ru/ (accessed 19.03.2019).

14. España concreta su tesis oficial sobre Crimea: “El referéndum es nulo e ilegal”. Available at: http://www.abc.es/espana/20140312/abci-espana-concreta-tesis-oficial-201403112015.html (accessed 10.03.2019).

15. Конституция Украины. [Constitution of Ukraine (In Russ.)] Available at: http://kodeksy.com.ua/ka/konstitutsiya_ukrainy/statja-2.htm (accessed 10.03.2019).

16. Испания. Конституция и законодательные акты (Пер. с исп.). Москва, Прогресс, 1982. 352 с. [Spain. Constitution and Legislative Acts. Moscow, Progress, 1982. 352 p. (In Russ.)]

17. Zabaltza Х. Сataluna-Сrimea: paralelismos y espejismos. REDO, 25.03.2014. Available at: http://espacio-redo.es/el-mundo-encambio/cataluna-crimea-paralelismos-y-espejismos/ (accessed 15.03.2019).

18. Почему Каталония – не Крым. Геополитика, 05.10.2017. [Why Catalonia is not Crimea. Geopolitika, 05.10.2017. (In Russ.)] Available at: http://geo-politica.info/pochemu-kataloniya--ne-krym.html (accessed 15.03.2019).

19. Отставки и назначения. Сергей Аксенов. Коммерсантъ Власть, 2014, № 41, с.16. [Resignation and Appointments. Sergei Aksenov. Kommersant" Vlast', 2014, no. 41, p. 16. (In Russ.)] Available at: https://www.kommersant.ru/doc/2442983 (accessed 15.03.2019).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх