Среднее профессиональное образование в РФ со взглядом в будущее

 
Код статьиS181570410019533-1-1
DOI10.54884/S181570410019533-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший преподаватель кафедры информатики и информационных систем
Аффилиация: ГАОУ ВО ЛО "Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина"
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (67)
Страницы38-43
Аннотация

В статье актуализируются и определяются направления решения проблемы подготовки специалистов среднего звена в условиях цифровизации сфер производства и услуг. С учетом различных источников информации рассматривается текущее состояние российской системы среднего профессионального образования, прогнозные сценарии развития рынков труда. На основе обзора отечественных и зарубежных практик выявления перспективных профессий предложен ряд принципов, имеющий  значение для выстраивания эффективной системы подготовки специалистов среднего звена для высокотехнологичных сфер производства и услуг.

Ключевые словасреднее профессиональное образование, подготовка специалистов среднего звена, рынок труда, навыки и компетенции будущего
Получено05.04.2022
Дата публикации06.05.2022
Кол-во символов17622
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Процессы модернизации экономики, социально-культурной сферы остро ставят на повестку дня вопросы адекватных и эффективных изменений в среднем профессиональном образовании. В данной сфере, по мнению ее работников и работодателей в одинаковой мере, накопились не только проблемы системного порядка, но и значительный потенциал обновления. Речь идет о том, чтобы в ответ на новые социально-экономические и технологические вызовы сформировать новую повестку развития.
2 По мнению Ф.Ф. Дудырева, О.А. Романовой, А.И. Шабалина и И.В. Абанкиной (2019), это не могут быть простые решения и подходы, обусловленные тем, что система среднего профессионального образования напрямую связана с рынком труда и экономикой. Система СПО должна не только оперативно отвечать на текущие запросы, но и готовить рабочие кадры к экономическим и технологическим изменениям в среднесрочной и дальней перспективе [1, с. 17].
3 Постиндустриальный переход – долгосрочный тренд, который в обозримом будущем будет оказывать определяющее влияние на рынок труда квалифицированных работников. В силу его влияния работники из секторов первичного и вторичного значения стремительно перераспределяются в сферу знаний и услуг. Стремительные глобальные перемены в сфере технологий и производства, процессы цифровой трансформации, повсеместное использование сквозных технологий (включая искусственный интеллект, большие данные, беспроводную связь, дополненную реальность) служат импульсом к предъявлению новых требований к подготовке кадров, создают кадровый запрос системе среднего профессионального образования. В данных условиях отчетливо проявляется тренд на опережающую подготовку студентов.
4 Все это означает, что масштабные технологические изменения в сферах производства и услуг предъявляют иные сценарии, идеологию развития системы среднего профобразования. Здесь должны не только формироваться ответы на актуальные запросы, но и создаваться необходимый задел будущих технологических и экономических перемен.
5 Это тем более очевидно, что последние вызовы со стороны технологии стремительно и окончательно меняют представления о профессионализме и профессиях, об учебном процессе и самом профессиональном образовании.
6 Положение дел в среднем профессиональном образовании на данный момент таково, что необходимо определиться и решить проблему быстрого перехода обучающихся из учебного процесса на рынок труда. В данном контексте необходимо обратить внимание на разработки специалистов Высшей школы экономики в части новых подходов к оценке профессиональных навыков и компетенций рабочих кадров и специалистов среднего звена.
7 Множество значимых начинаний и идей относительно прогнозирования развития рынка труда предлагают международные организации. В настоящее время в структуре Организации экономического сотрудничества и развития функционирует Экспертная группа по среднему профессиональному образованию. Ведущие специалисты из Великобритании, Канады, европейских стран, Чили, Японии, Австралии, Южной Кореи, представители ЮНЕСКО, Международной организации труда обсуждают результаты масштабного проекта, посвященного программам профессионального ученичества в различных странах. В состав группы от России входит представитель Центра исследования среднего профессионального образования Института образования Высшей школы экономики [2].

всего просмотров: 293

Оценка читателей: голосов 0

1. Дудырев Ф.Ф., Романова О.А., Шабалин А.И., Абанкина И.В. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России / под общ. ред.: И.Д. Фрумин, Ф.Ф. Дудырев; науч. ред.: И.Д. Фрумин, Я.И. Кузьминов. –М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. – 271 с.

2. Новые возможности WorldSkills для сопоставимой оценки результатов в профессиональном образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ioe.hse.ru/data/2019/08/24/1536798817/Доклад%20экспертов%20Института%20образования.pdf (дата обращения: 27.05.2021).

3. Мальцева В.А. Практика выявления перспективных профессий: Международные и российский кейсы (аналитический доклад). Центр развития навыков и профессионального образования НИУ ВШЭ, 28 мая 2020.

4. Bakhshi H., Downing J., Osborne M., Schneider P. (2017) The Future of Skills: Employment in 2030. London: Pearson and Nesta.

5. WEF (2018). The Future of Jobs Report 2018. Centre for the New Economy and Society, World Economic Forum.

6. Практика выявления перспективных профессий: международные и российские кейсы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ioe.hse.ru/data/2020/05/28/1549939023/.pdf (дата обращения: 21.04.2021).

7. Перечень поручений президента Российской Федерации по итогам конференции по искусственному интеллекту [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/64859. (дата обращения: 21.04.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх