Secondary vocational education in the Russian Federation with a look into the future

 
PIIS181570410019533-1-1
DOI10.54884/S181570410019533-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior Lecturer of the Department of Informatics and Information Systems
Affiliation: Leningrad State University Named after Pushkin
Address: Russian Federation, Saint-Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (67)
Pages38-43
Abstract

The article updates and defines directions for solving the problem of training mid-level specialists in the context of industries and services digitalization. Taking into account various sources of information, the current state of the Russian system of secondary vocational education, scenarios for the labor markets development are considered. Based on the review of domestic and foreign practices for identifying promising professions, a number of principles have been proposed that have conceptual significance for building an effective system for training mid-level specialists for high-tech industries and services.

Keywordssecondary vocational education, mid-level specialists training, labor market, skills and future competencies
Received05.04.2022
Publication date06.05.2022
Number of characters17622
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Процессы модернизации экономики, социально-культурной сферы остро ставят на повестку дня вопросы адекватных и эффективных изменений в среднем профессиональном образовании. В данной сфере, по мнению ее работников и работодателей в одинаковой мере, накопились не только проблемы системного порядка, но и значительный потенциал обновления. Речь идет о том, чтобы в ответ на новые социально-экономические и технологические вызовы сформировать новую повестку развития.
2 По мнению Ф.Ф. Дудырева, О.А. Романовой, А.И. Шабалина и И.В. Абанкиной (2019), это не могут быть простые решения и подходы, обусловленные тем, что система среднего профессионального образования напрямую связана с рынком труда и экономикой. Система СПО должна не только оперативно отвечать на текущие запросы, но и готовить рабочие кадры к экономическим и технологическим изменениям в среднесрочной и дальней перспективе [1, с. 17].
3 Постиндустриальный переход – долгосрочный тренд, который в обозримом будущем будет оказывать определяющее влияние на рынок труда квалифицированных работников. В силу его влияния работники из секторов первичного и вторичного значения стремительно перераспределяются в сферу знаний и услуг. Стремительные глобальные перемены в сфере технологий и производства, процессы цифровой трансформации, повсеместное использование сквозных технологий (включая искусственный интеллект, большие данные, беспроводную связь, дополненную реальность) служат импульсом к предъявлению новых требований к подготовке кадров, создают кадровый запрос системе среднего профессионального образования. В данных условиях отчетливо проявляется тренд на опережающую подготовку студентов.
4 Все это означает, что масштабные технологические изменения в сферах производства и услуг предъявляют иные сценарии, идеологию развития системы среднего профобразования. Здесь должны не только формироваться ответы на актуальные запросы, но и создаваться необходимый задел будущих технологических и экономических перемен.
5 Это тем более очевидно, что последние вызовы со стороны технологии стремительно и окончательно меняют представления о профессионализме и профессиях, об учебном процессе и самом профессиональном образовании.
6 Положение дел в среднем профессиональном образовании на данный момент таково, что необходимо определиться и решить проблему быстрого перехода обучающихся из учебного процесса на рынок труда. В данном контексте необходимо обратить внимание на разработки специалистов Высшей школы экономики в части новых подходов к оценке профессиональных навыков и компетенций рабочих кадров и специалистов среднего звена.
7 Множество значимых начинаний и идей относительно прогнозирования развития рынка труда предлагают международные организации. В настоящее время в структуре Организации экономического сотрудничества и развития функционирует Экспертная группа по среднему профессиональному образованию. Ведущие специалисты из Великобритании, Канады, европейских стран, Чили, Японии, Австралии, Южной Кореи, представители ЮНЕСКО, Международной организации труда обсуждают результаты масштабного проекта, посвященного программам профессионального ученичества в различных странах. В состав группы от России входит представитель Центра исследования среднего профессионального образования Института образования Высшей школы экономики [2].

views: 297

Readers community rating: votes 0

1. Dudyrev F.F., Romanova O.A., Shabalin A.I., Abankina I.V. Molodye professionaly dlya novoj ehkonomiki: srednee professional'noe obrazovanie v Rossii / pod obsch. red.: I.D. Frumin, F.F. Dudyrev; nauch. red.: I.D. Frumin, Ya.I. Kuz'minov. –M.: Izdatel'skij dom NIU VShEh, 2019. – 271 s.

2. Novye vozmozhnosti WorldSkills dlya sopostavimoj otsenki rezul'tatov v professional'nom obrazovanii [Ehlektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://ioe.hse.ru/data/2019/08/24/1536798817/Doklad%20ehkspertov%20Instituta%20obrazovaniya.pdf (data obrascheniya: 27.05.2021).

3. Mal'tseva V.A. Praktika vyyavleniya perspektivnykh professij: Mezhdunarodnye i rossijskij kejsy (analiticheskij doklad). Tsentr razvitiya navykov i professional'nogo obrazovaniya NIU VShEh, 28 maya 2020.

4. Bakhshi H., Downing J., Osborne M., Schneider P. (2017) The Future of Skills: Employment in 2030. London: Pearson and Nesta.

5. WEF (2018). The Future of Jobs Report 2018. Centre for the New Economy and Society, World Economic Forum.

6. Praktika vyyavleniya perspektivnykh professij: mezhdunarodnye i rossijskie kejsy [Ehlektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://ioe.hse.ru/data/2020/05/28/1549939023/.pdf (data obrascheniya: 21.04.2021).

7. Perechen' poruchenij prezidenta Rossijskoj Federatsii po itogam konferentsii po iskusstvennomu intellektu [Ehlektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/64859. (data obrascheniya: 21.04.2021).

Система Orphus

Loading...
Up