Обучение взрослых в контексте современной педагогики

 
Код статьиS181570410019379-1-1
DOI10.54884/S181570410019379-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Директор
Аффилиация: Центр изучения проблем профессионального образования и обучения
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Ведущий специалист
Аффилиация: Центр изучения проблем профессионального образования и обучения
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Директор
Аффилиация: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский государственный образовательный комплекс»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (68)
Страницы159-166
Аннотация

Статья посвящена исследованию феномена идентичности взрослого обучающегося, учитывая психосоциальные особенности и потребности в контексте трансформации системы ПОО и стратегии обучения в течение всей жизни. Цель состоит в том, чтобы дать обзор ключевых теорий образования взрослых, выявить текущие тенденции и вызовы системы ПОО в контексте обучения взрослых. Выявлены актуальные педагогические подходы и возможности модернизации программ и политики управления обучением взрослых на системном и институциональном уровнях. Предложены рекомендации по разработке курсов с учетом специфики обучения взрослых, требований к преподавателям, а также вовлечения и удержания взрослых в системе ПОО. Обосновано, что необходимо учитывать формирование осознанности, уделять внимание развитию когнитивной гибкости и рефлексии практического опыта, тому, что приносит чувство удовлетворения от результатов обучения, формированию инсайтов, получению обратной связи и обозначению точек роста. Практическая значимость заключается в использовании результатов при совершенствовании политики управления образованием взрослых в России, обновлении программ ученичества и модернизации программ повышения квалификации, а также при разработке новых механизмов вовлечения взрослого населения в ПОО.

Ключевые словапрофессиональное образование и обучение, обучение взрослых, педагогика, идентичность взрослого обучающегося, трансформация системы ПОО
Получено25.03.2022
Дата публикации21.04.2022
Кол-во символов22002
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Активная трансформация рынка труда, технологический прогресс, изменения в структуре занятости предопределяют пересмотр требований квалификаций, форматов образования и использование новых возможностей. Усиление предложений образования и вовлечение в него взрослого населения активизирует задачу системы профессионального образования и обучения (далее – ПОО) – необходимости учитывать интересы и особенности этого контингента обучающихся.
2 Непрерывное образование взрослых рассматривается как один из важнейших механизмов поддержания динамичной, здоровой и адаптируемой рабочей силы. Это закреплено и в стратегии Юнеско «Образование для 21 века»1. Все большее внимание уделяется возвращению взрослых в систему образования. 1. Unesco (2017). E2030: Education and Skills for the 21st Century. URL: >>>> (дата обращение: 23.04.2021)
3 Методологическую рамку работы составили аналитические материалы ученых и международных организаций в сфере развития ПОО и обучения взрослых, форсайт-исследования и обзоры будущего развития образования и международного рынка труда. В исследовании использовались теоретические и эмпирические методы, метод интерпретации и контент-анализа, экспертной оценки, понятийно-терминологическое исследование, а также социально-экономическое моделирование, конструктивистский, психологический и междисциплинарный подходы.
4 Новые условия влияют на трансформацию подходов подготовки преподавателей для достижения задач обучения новой категории учеников и выстраивания новых моделей преподавания. При разработке программ, ориентированных на взрослых, необходимо учитывать факторы большей осознанности обучения, меньшую восприимчивость к неподтвержденной авторитетности преподавателя; потребность в знаниях и умениях для достижения конкретных целей; применение на практике реальных компетенций и наличие жизненного опыта и др. [5].
5 Обучение взрослых вносит новый виток дискурса в развитие педагогики и ПОО, интерес приобретают исследования по формулированию феномена взрослого обучающегося и его место в системе. При анализе особенностей обучения взрослых важно определить идентичность взрослого обучающегося через: 1) психолого-социальную призму как «совместно сконструированных, согласованных взаимодействий» и 2) самоощущение индивида и его самобытность посредством выполняемой работы в процессах и преемственности [11]. Многомерная структура идентичности состоит из общей идентичности и контекстно-зависимых идентичностей для различных ролей в жизни.
6 Сегодня взрослого обучающегося уже недостаточно рассматривать только в рамках концепции обучения в течение всей жизни, необходимо акцентировать педагогические особенности обучения и возможность преодолевать различные контексты работы, обучения и развития общества, тем самым демонстрируя более инклюзивный подход к образованию, когда продуктивность обучения взрослых может способствовать благополучию общества [4].

всего просмотров: 238

Оценка читателей: голосов 0

1. Олейникова О.Н., Редина Ю.Н., Артемьев И. А. Международное измерение развития профессионального образования и обучения в контексте обучения взрослых // Профессиональное образование и рынок труда. – 2021. – № 1. – С. 89-103. DOI: 10.24412/2307-4264-2021-01-89-103.

2. Шакирова М. Нейронная бомба: как выручить 55 млн руб. на обучении «мягким навыкам» //РБК, 20.07.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://pro.rbc.ru/news/5f02f8309a794771ab6f49b8 (дата обращения: 22.03.2021).

3. Brunton, J, Buckley, F. (2020). You’re thrown in the deep end’: adult learner identity formation in higher education. Studies in Higher Education, 45 (4), . DOI: 10.1080/03075079.2020.1767049.

4. Cedefop (2020). Perceptions on adult learning and continuing vocational education and training in Europe. Second opinion survey, vol. 1. Member States. Luxembourg: Publications Office. Cedefop reference series, 117. 90 р. URL: https://www.cedefop.europa.eu/files/3086_en.pdf (дата обращения: 18.03.2021).

5. EAEA (December 2019). The Future of Adult Learning in Europe. Brussels: European Association for the Education of Adults. URL: https://eaea.org/wp-content/uploads/2019/12/The-future-of-adult-learning-in-Europe.pdf (дата обращения: 15.03.2021).

6. Fairchild, E.E. Multiple Roles of Adult Learners (2003). New Directions for Student Services, 102,11–16.

7. Ho, Y.Y., Lim, W.Y.R. (2020). Educating Adult Learners: Bridging Learners’ Characteristics and the Learning Sciences. In: Sanger C., Gleason N. (eds) Diversity and Inclusion in Global Higher Education (pp. 97-115). Palgrave Macmillan, Singapore. DOI: 10.1007/978-981-15-1628-3_4

8. Kelly, C. (1997). The Internet TESL Journal, III (9) URL:http://iteslj.org/Articles/Kelly-Experiential/ (дата обращения: 10.04.2021).

9. Knowles, M.S., Holton III, E.F., Swanson, R.A. (2015). The Adult Learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development, 8th ed, New York: Routledge.

10. Institute of Education Science (April 2021). Adult Education Strategies: Identifying and Building Evidence of Effectiveness: Study Snapchat. U.S. Department of education, National Center for Education Evaluation. URL: https://ies.ed.gov/ncee/pubs/2021007/pdf/2021007.pdf (дата обращения: 10.04.2021).

11. McLean, N., Price, L. (2019). Identity Formation among Novice Academic Teachers – a Longitudinal Study. Studies in Higher Education, 44 (6), 990–1003. DOI: 10.1080/03075079.2017.1405254

12. Mehmet, K., Erdogdu, F., Kokoç, M. Cagiltay, K. (2019). Challenges Faced by Adult Learners in Online Distance Education: A Literature Review, Open Praxis, 11 (1), 5–22.

13. Myers, K., Conte, N., Rubenson, K. (2013). Adult Learning Typology. Technical Report: Canadian Labour Market and Skills Researcher Network, Working Paper No. 129, 93 p. URL: http://www.srdc.org/media/199755/adult-learning-typology.pdf (дата обращения: 16.04.2021).

14. Merriam, Sh. B., Bierema L.L. (2013). Adult Learning: Linking Theory and Practice. San Francisco: Jossey-Bass, 320 p.

15. The 4 Adult Learning Elements You Should Include in Your eLearning Courses (13.11.2018), Sh!ft disruptive learning [Электронный ресурс]. URL:https://www.shiftelearning.com/blog/effective-adult-learning-neuroscience (дата обращения: 18.04.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх