Choosing the strategy "self-determination in learning" as an indicator of professional development of the school director

 
PIIS181570410019376-8-1
DOI10.54884/S181570410019376-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of laboratory
Affiliation: The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education»
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Chief Researcher, Professor of the Department of Mathematics and Engineering Graphics
Affiliation: St. Petersburg Branch of Institute of education management of RАЕ, Military Academy of Communications Named After Marshal of the Soviet Union
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Leading Researcher
Affiliation: St. Petersburg Branch of Institute of education management of RАЕ
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 3 (68)
Pages153-158
Abstract

The article studies various aspects of the problem of professional development of the head of an educational organization. The personal and professional functionality of the school director is analyzed in the context of the development of leader’s professionally important qualities. It is noted that the problem of leader’s self-determination in the process of in-service training is of particular importance, which is due to his multifaceted and complexly organized activities. Various aspects of the leader's self-determination, conditioned by his image, pedagogical and socio-psychological position in relation to the teaching staff, are considered. Examples of effective models of professional development of educational organizations leaders, based on self-development and self-educational activities, are given.

Keywordsschool director, school director's functionality, professional development of the leader, self-determination in training, models of in-service training
Received25.03.2022
Publication date21.04.2022
Number of characters12013
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1    Проблема самоопределения личности носит многоаспектный характер и рассматривается как психологическая адаптация человека к постоянно изменяющимся жизненным и экономическим условиям, выработка личностной позиции в принятии решений, определение для себя представлений о качестве жизни, профессиональной деятельности и ее результативности и, наконец, самоопределение в новой реальности, в том числе самообразовательной.
2 Особый контекст и большое значение имеет процесс самоопределения применительно к руководителям системы образования, в частности директорам школ, в силу их широкой и достаточно сложно организованной деятельности.
3 Эти виды профессиональной деятельности руководителя образовательной организации мы связываем с его профессионально важными трудовыми умениями и способностями, определенным профессиональным стандартом руководителя [9].
4 Личностный и профессиональный функционал директора школы как менеджера образования представим следующими структурными компонентами: мировоззренческим, управляющим и организационным, контролирующим и корректирующим, технологическим и операциональным, учебно-познавательным и исследовательским. Рассмотрим каждый из компонентов в отдельности в контексте развития профессионально важных качеств руководителя.
5 Мировоззренческая составляющая функционала руководителя образовательной организации определяется миропониманием современной картины мира, гуманистической ориентацией, основанной на взаимодополняемости логического и нравственного начал личности.
6 Управляющий и организационный компоненты выражаются в наличии адекватной самооценки, способности делегировать полномочия при решении поставленных задач, умений действовать в условиях недостатка или избытка информации, проявлять открытость к восприятию профессионального опыта других, проводить анализ больших объемов информации, в адаптации к изменившимся условиям среды, способности сохранять работоспособность.
7 Контролирующая и корректирующая составляющие функционала руководителя образовательной организации связываются с самоорганизацией деятельности, самооценкой и самодиагностикой.
8 Регулирующий и манипуляторный компоненты рассматриваются в нацеленности менеджера образования на результат, высокой мотивированности на достижения, умении выделять главное в информационном потоке и фильтровать фейковые новости, склонности к анализу ситуаций, складывающихся в ходе деятельности.
9 Технологическая и операциональная деятельность директора ориентирована на развитое наглядно-образное и интуитивное мышление, способность к оперированию в мультикультурном социальном пространстве и принятию оперативных решений в нестандартных ситуациях, умение осуществлять выход из чрезвычайных ситуаций.

views: 256

Readers community rating: votes 0

1. Babich N. Konstruktivizm: obuchenie i prepodavanie // Vestnik KGPU im. V.P. Astaf'eva. 2013. №3 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstruktivizm-obuchenie-i-prepodavanie (data obrascheniya: 13.07.2021).

2. Grej Dejv. Liminal'noe myshlenie: kak perejti granitsy svoikh ubezhdenij; per. s angl. Tat'yany Zemlerub. – M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2017. – 208 s.

3. Gritsanov A. Lichnostnoe samoopredelenie. Novejshij filosofskij slovar'. – Minsk: Knizhnyj dom, 2003. – 1279 s.

4. Zagorulya T. B. Kontseptsiya pedagogicheskoj fasilitatsii: ponyatie i suschnost' // Kul'tura, lichnost', obschestvo v sovremennom mire: metodologiya, opyt ehmpiricheskogo issledovaniya: XXI Mezhdunarodnaya konferentsiya pamyati professora L. N. Kogana. – Ekaterinburg: UrFU, 2018. – S. 900-906.

5. Kontseptsiya batarejki: skol'ko ehnergii nuzhno lideru. [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://l-a-b-a.com/blog/890-intellekt-ili-uroven-ehnergii-chto-vazhnee (data obrascheniya 07.08.2021).

6. Monakhova L.Yu., Ryabokon' E.A. Nadprofessional'nye navyki rukovoditelej obrazovatel'nykh organizatsij, formiruemye v sisteme povysheniya kvalifikatsii // Innovatsionnye aspekty razvitiya nauki i tekhniki: sbornik statej XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. – Saratov: NOO «Tsifrovaya nauka». – 2021. – S.220-224.

7. Mkheidze L. R. Razvitie nadprofessional'nykh kompetentsij kak uslovie realizatsii kar'ernogo potentsiala molodykh spetsialistov // Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii. – 2020.– № 3 (92).– S. 185-192.

8. Novye podkhody k podgotovke upravlencheskikh kadrov v Moskve.– M.: GAOU TDPO «Moskovskij tsentr razvitiya kadrovogo potentsiala obrazovaniya», 2019 –78 s.

9. Prikaz ot 19 aprelya 2021 goda № 250 n Ministerstva truda i sotsial'noj zaschity RF «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Rukovoditel' obrazovatel'noj organizatsii (upravlenie doshkol'noj obrazovatel'noj organizatsiej i obscheobrazovatel'noj organizatsiej)"». [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/608483110. (data obrascheniya: 12 .09.2021).

10. Printsipy i pravila fasilitatsii. [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: donskih.ru.(data obrascheniya: 21.08.2021).

11. Puti razvitiya sposobnostej – praktika samorazvitiya / [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://spbliders.ru/semejnye-otnosheniya/formirovanie-sposobnostej-v-psihologii.html (data obrascheniya: 13.07.2021).

12. Salikhova L.F. Regional'naya model' proektirovaniya soderzhaniya povysheniya kvalifikatsii pedagogicheskikh kadrov // Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossijskoj akademii nauk. T. 13. – 2011. – №2. – S. 45-49.

13. Tekhniki fasilitatsii dlya osoznannogo obucheniya — Seminar EduTech [Ehlektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://youtu.be/MdpDW7nX7Ck. – (data obrascheniya: 21.08.2021).

14. Chto takoe ehmotsional'nyj intellekt i kak ego razvit'. [Ehlektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://changellenge.com/article/eq-vs-iq-chto-takoe-emotsionalnyy-intellekt-i-kak-ego-razvivat/ (data obrascheniya 07.08.2021).

15. 10 klyuchevykh kompetentsij XXI veka: chemu uchit' i chemu uchit'sya? [Ehlektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: hr--portal-ru.turbopages.org/hr-portal.ru/s/article/10-klyuchevyh-kompetenciy-xxi-veka-chemu-uchit-i-chemu-uchitsya – (data obrascheniya: 21.08.2021).

Система Orphus

Loading...
Up