Выбор стратегии «самоопределение в обучении» как индикатор профессионального развития директора школы

 
Код статьиS181570410019376-8-1
DOI10.54884/S181570410019376-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующий лабораторией
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Главный научный сотрудник, профессор кафедры математики и инженерной графики
Аффилиация: СПб филиал ФГБНУ «Институт управления образованием РАО», Академия связи имени маршала Советского Союза С.М. Буденного
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: СПб филиал ФГБНУ «Институт управления образованием РАО»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (68)
Страницы153-158
Аннотация

В статье рассматриваются различные аспекты проблемы  профессионального развития руководителя образовательной организации. Анализируется личностный и профессиональный функционал директора школы в контексте развития профессионально важных качеств руководителя. Отмечается, что особое значение приобретает проблемасамоопределения руководителя в процессе повышения квалификации, что обусловлено его многоаспектной и сложно организованной деятельностью. Рассматриваются различные аспекты самоопределения руководителя, обусловленные его имиджевой, педагогической и социально-психологической позицией по отношению к  педагогическому коллективу. Приводятся примеры эффективных моделей  повышения квалификации руководителей образовательных организаций, основанных на саморазвитии и самообразовательной деятельности.

Ключевые словадиректор школы, функционал директора школы, профессиональное развитие руководителя, самоопределения в обучении, модели повышения квалификации
Получено25.03.2022
Дата публикации21.04.2022
Кол-во символов12013
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1    Проблема самоопределения личности носит многоаспектный характер и рассматривается как психологическая адаптация человека к постоянно изменяющимся жизненным и экономическим условиям, выработка личностной позиции в принятии решений, определение для себя представлений о качестве жизни, профессиональной деятельности и ее результативности и, наконец, самоопределение в новой реальности, в том числе самообразовательной.
2 Особый контекст и большое значение имеет процесс самоопределения применительно к руководителям системы образования, в частности директорам школ, в силу их широкой и достаточно сложно организованной деятельности.
3 Эти виды профессиональной деятельности руководителя образовательной организации мы связываем с его профессионально важными трудовыми умениями и способностями, определенным профессиональным стандартом руководителя [9].
4 Личностный и профессиональный функционал директора школы как менеджера образования представим следующими структурными компонентами: мировоззренческим, управляющим и организационным, контролирующим и корректирующим, технологическим и операциональным, учебно-познавательным и исследовательским. Рассмотрим каждый из компонентов в отдельности в контексте развития профессионально важных качеств руководителя.
5 Мировоззренческая составляющая функционала руководителя образовательной организации определяется миропониманием современной картины мира, гуманистической ориентацией, основанной на взаимодополняемости логического и нравственного начал личности.
6 Управляющий и организационный компоненты выражаются в наличии адекватной самооценки, способности делегировать полномочия при решении поставленных задач, умений действовать в условиях недостатка или избытка информации, проявлять открытость к восприятию профессионального опыта других, проводить анализ больших объемов информации, в адаптации к изменившимся условиям среды, способности сохранять работоспособность.
7 Контролирующая и корректирующая составляющие функционала руководителя образовательной организации связываются с самоорганизацией деятельности, самооценкой и самодиагностикой.
8 Регулирующий и манипуляторный компоненты рассматриваются в нацеленности менеджера образования на результат, высокой мотивированности на достижения, умении выделять главное в информационном потоке и фильтровать фейковые новости, склонности к анализу ситуаций, складывающихся в ходе деятельности.
9 Технологическая и операциональная деятельность директора ориентирована на развитое наглядно-образное и интуитивное мышление, способность к оперированию в мультикультурном социальном пространстве и принятию оперативных решений в нестандартных ситуациях, умение осуществлять выход из чрезвычайных ситуаций.

всего просмотров: 258

Оценка читателей: голосов 0

1. Бабич Н. Конструктивизм: обучение и преподавание // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. №3 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstruktivizm-obuchenie-i-prepodavanie (дата обращения: 13.07.2021).

2. Грей Дейв. Лиминальное мышление: как перейти границы своих убеждений; пер. с англ. Татьяны Землеруб. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 208 с.

3. Грицанов А. Личностное самоопределение. Новейший философский словарь. – Минск: Книжный дом, 2003. – 1279 с.

4. Загоруля Т. Б. Концепция педагогической фасилитации: понятие и сущность // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: XXI Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана. – Екатеринбург: УрФУ, 2018. – С. 900-906.

5. Концепция батарейки: сколько энергии нужно лидеру. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://l-a-b-a.com/blog/890-intellekt-ili-uroven-ehnergii-chto-vazhnee (дата обращения 07.08.2021).

6. Монахова Л.Ю., Рябоконь Е.А. Надпрофессиональные навыки руководителей образовательных организаций, формируемые в системе повышения квалификации // Инновационные аспекты развития науки и техники: сборник статей XII Международной научно-практической конференции. – Саратов: НОО «Цифровая наука». – 2021. – С.220-224.

7. Мхеидзе Л. Р. Развитие надпрофессиональных компетенций как условие реализации карьерного потенциала молодых специалистов // Власть и управление на Востоке России. – 2020.– № 3 (92).– С. 185-192.

8. Новые подходы к подготовке управленческих кадров в Москве.– М.: ГАОУ ТДПО «Московский центр развития кадрового потенциала образования», 2019 –78 с.

9. Приказ от 19 апреля 2021 года № 250 н Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)"». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/608483110. (дата обращения: 12 .09.2021).

10. Принципы и правила фасилитации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: donskih.ru.(дата обращения: 21.08.2021).

11. Пути развития способностей – практика саморазвития / [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://spbliders.ru/semejnye-otnosheniya/formirovanie-sposobnostej-v-psihologii.html (дата обращения: 13.07.2021).

12. Салихова Л.Ф. Региональная модель проектирования содержания повышения квалификации педагогических кадров // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 13. – 2011. – №2. – С. 45-49.

13. Техники фасилитации для осознанного обучения — Семинар EduTech [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://youtu.be/MdpDW7nX7Ck. – (дата обращения: 21.08.2021).

14. Что такое эмоциональный интеллект и как его развить. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://changellenge.com/article/eq-vs-iq-chto-takoe-emotsionalnyy-intellekt-i-kak-ego-razvivat/ (дата обращения 07.08.2021).

15. 10 ключевых компетенций XXI века: чему учить и чему учиться? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: hr--portal-ru.turbopages.org/hr-portal.ru/s/article/10-klyuchevyh-kompetenciy-xxi-veka-chemu-uchit-i-chemu-uchitsya – (дата обращения: 21.08.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх