The influence of teacher’s personal qualities on the formation of the multicultural personality of a student

 
PIIS181570410019365-6-1
DOI10.54884/S181570410019365-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior Lecturer of the Department of Foreign Language Professional Communication, Postgraduate Student
Affiliation: Nizhny Novgorod State Pedagogical University Named After Kozma Minin
Address: Russian Federation, Nizhny Novgorod
Journal nameMan and Education
EditionIssue 3 (68)
Pages143-147
Abstract

The article actualizes the problems of modern society and education in the context of globalization, it highlights the strengths and weaknesses. The current goals and problems of the educational and pedagogical process are highlighted, among which the emphasis is on the formation of a multicultural personality. The author analyzes the psychological and pedagogical literature to determine the influence of the personality of a teacher and his moral values on the formation of the personality of a pupil. The concepts of "multicultural personality", "teacher's personality", "tolerance" are highlighted. The diagnostics of the level of tolerance formation among young teachers was carried out on the basis of G. U. Soldatova’s questionnaire. The results are presented, conclusions are drawn.

Keywordsmulticultural personality, educational process, moral values, society, globalization
Received24.03.2022
Publication date21.04.2022
Number of characters12898
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Современное общество характеризуется динамичным развитием науки и техники, становлением информационного пространства, появлением международного образовательного рынка, увеличением миграционных потоков и укреплением единого поликультурного мирового пространства. В связи с этим возникает ряд положительных и отрицательных тенденций. С одной стороны, стираются границы между странами, этносами и культурами, что способствует развитию международного сотрудничества, обмену научными, культурными и технологическими достижениями, формированию человека нового времени, способного легко адаптироваться к происходящим изменениям, обладающего эмпатией и толерантностью. С другой стороны, многие современные процессы, такие как глобализация и интернационализация, провоцируют появление глобальных проблем, способствуют нарастанию социального напряжения, которое, в свою очередь, приводит к крупномасштабным конфликтам, препятствующим объединению мира. Как отмечает А. А. Байков, эффекты, вызванные глобализацией, затрудняют поиск современной конфигурации мирового порядка, крайне усложняя международно-политическую среду [2].
2 В данных условиях перед обществом стоит острая необходимость сохранения целостности и многообразия современного мира, в котором уважают и защищают права и свободы каждого человека, подробно прописанные во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года [4], и др. документах. Особое значение в них отводится понятиям свободы, равенства и толерантности. Для успешного мирового развития недостаточно научного и экономического прогресса, важную роль играет каждый отдельно взятый человек с определенной свойственной ему системой ценностей, поведением, образом жизни и т.д. Из этого следует, что становление и воспитание поликультурной личности как основы современного общества можно считать гарантом успешного развития этого общества в современных условиях.
3 Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования поликультурная личность – это личность, «воспринимающая себя в качестве субъекта полилога культур, имеющая активную жизненную позицию, обладающая развитым чувством толерантности, эмоциональной устойчивостью, способная к продуктивной профессиональной деятельности в условиях культурного многообразия общества» [11]. Отличительными характеристиками поликультурной личности являются уважение и этническая терпимость к представителям других национальностей, их образу жизни, вероисповеданию, культурным ценностям и др. Этническая диверсификация общества требует от индивида интеграции в поликультурное пространство, грамотной диалогичности, толерантности, уважения к культурной идентичности других. В условиях мирового интеграционного процесса поликультурная личность востребована для прогрессивного и гармоничного развития общества и является субъектом кросскультурного диалога, обладающим поликультурной компетентностью, эмпатией и умением бесконфликтно решать поставленные задачи. Как определяет Д. С. Батарчук, поликультурная личность – «творческий, гуманистический, билингвальный, этнотолерантный субъект со сформированными культурообразовательными ценностями, обладающий культурной компетенцией, самоидентификацией, навыками интеркультурной коммуникации в ситуации культурной плюралистической среды, адаптации к иным культурным ценностям, способный создавать материальные и духовные богатства» [3, с. 10].

views: 229

Readers community rating: votes 0

1. Amonashvili Sh. A. Shkola zhizni: traktat o nachal'noj stupeni obrazovaniya, osnovannogo na printsipakh gumanno-lichnostnoj pedagogiki. – M.: Izd. dom Sh. Amonashvili, 1998. – 74 s.

2. Bajkov A.A. Bol'shie trendy mirovogo razvitiya: ehkspertnyj vzglyad cherez dvadtsatiletie // Mirovaya ehkonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. — 2018. — №5. — S. 110-116.

3. Batarchuk D. S. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitiya polikul'turnoj lichnosti v usloviyakh poliehtnicheskoj obrazovatel'noj sredy // Vestnik TGPU. – 2010. – № 12. –S. 10-16.

4. Vseobschaya deklaratsiya prav cheloveka. Prinyata rezolyutsiej 217 A (III) General'noj Assamblei OON ot 10 dekabrya 1948 goda [Ehlektronnyj resurs]. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (data obrascheniya 10.08.2021)

5. Disterveg A. Rukovodstvo k obrazovaniyu nemetskikh uchitelej // Narodnoe obrazovanie. – 2001. – № 1. – S. 247-257.

6. Disterveg A. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya / sost. V.A. Rotenberg. – M., 1956. – 374 s.

7. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii: Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273- FZ (red. Ot 19.02.2018) // SPS Konsul'tantPlyus.– M., 2018.

8. Sukhomlinskij V. A. Izbrannye proizvedeniya v 5-ti t. / [redkol.: A.G. Dzeverin (pred.) i dr.; vstup. stat'ya A. Dzeverina]. – Kiev: Rad. shkola, 1979-1980.

9. Ushinskij K. D. Sobranie sochinenij: v 11 t. / redkol.: A. M. Egolin (gl. red.), E. N. Medynskij i V. Ya. Struminskij ; [sost. i podgot. k pechati V. Ya. Struminskij]. – M.-L.: Izd-vo Akad. ped. nauk RSFSR, 1948-1952.

10. Ushinskij. K.D. O pol'ze pedagogicheskoj literatury [ukaz. vyshe izdanie]. T. 1. – S. 160-176.

11. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya / Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federatsii. – M.: Prosveschenie, 2011. – 48 s.

12. Ehkspress-oprosnik "Indeks tolerantnosti" // Kompleksnaya bezopasnost' obrazovatel'nykh uchrezhdenij v usloviyakh polikul'turnogo obschestva. – Kazan': Izdatel'stvo «Danis», 2015. – S. 15-18.

Система Orphus

Loading...
Up