Влияние личностных качеств педагога на формирование поликультурной личности обучающегося

 
Код статьиS181570410019365-6-1
DOI10.54884/S181570410019365-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший преподаватель кафедры иноязычной профессиональной коммуникации, аспирант
Аффилиация: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Адрес: Российская Федерация, Нижний Новгород
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (68)
Страницы143-147
Аннотация

В статье актуализируются проблемы современного общества и образования в условиях глобализации, выделяются сильные и слабые стороны. Освещаются текущие цели и задачи воспитательно-педагогического процесса, среди которых акцент сделан на формирование поликультурной личности. Автором проанализирована психолого-педагогическая литература по определению влияния личности педагога и его духовно-нравственных ценностей на формирование личности воспитанника. Выделяются понятия «поликультурная личность», «личность педагога», «толерантность». Проведена диагностика уровня сформированности толерантности у молодых педагогов на основе экспресс-опросника Г. У. Солдатовой. Представлены результаты, сделаны выводы.

Ключевые словаполикультурная личность, учебно-воспитательный процесс, духовно-нравственные ценности, общество, глобализация
Получено24.03.2022
Дата публикации21.04.2022
Кол-во символов12898
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Современное общество характеризуется динамичным развитием науки и техники, становлением информационного пространства, появлением международного образовательного рынка, увеличением миграционных потоков и укреплением единого поликультурного мирового пространства. В связи с этим возникает ряд положительных и отрицательных тенденций. С одной стороны, стираются границы между странами, этносами и культурами, что способствует развитию международного сотрудничества, обмену научными, культурными и технологическими достижениями, формированию человека нового времени, способного легко адаптироваться к происходящим изменениям, обладающего эмпатией и толерантностью. С другой стороны, многие современные процессы, такие как глобализация и интернационализация, провоцируют появление глобальных проблем, способствуют нарастанию социального напряжения, которое, в свою очередь, приводит к крупномасштабным конфликтам, препятствующим объединению мира. Как отмечает А. А. Байков, эффекты, вызванные глобализацией, затрудняют поиск современной конфигурации мирового порядка, крайне усложняя международно-политическую среду [2].
2 В данных условиях перед обществом стоит острая необходимость сохранения целостности и многообразия современного мира, в котором уважают и защищают права и свободы каждого человека, подробно прописанные во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года [4], и др. документах. Особое значение в них отводится понятиям свободы, равенства и толерантности. Для успешного мирового развития недостаточно научного и экономического прогресса, важную роль играет каждый отдельно взятый человек с определенной свойственной ему системой ценностей, поведением, образом жизни и т.д. Из этого следует, что становление и воспитание поликультурной личности как основы современного общества можно считать гарантом успешного развития этого общества в современных условиях.
3 Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования поликультурная личность – это личность, «воспринимающая себя в качестве субъекта полилога культур, имеющая активную жизненную позицию, обладающая развитым чувством толерантности, эмоциональной устойчивостью, способная к продуктивной профессиональной деятельности в условиях культурного многообразия общества» [11]. Отличительными характеристиками поликультурной личности являются уважение и этническая терпимость к представителям других национальностей, их образу жизни, вероисповеданию, культурным ценностям и др. Этническая диверсификация общества требует от индивида интеграции в поликультурное пространство, грамотной диалогичности, толерантности, уважения к культурной идентичности других. В условиях мирового интеграционного процесса поликультурная личность востребована для прогрессивного и гармоничного развития общества и является субъектом кросскультурного диалога, обладающим поликультурной компетентностью, эмпатией и умением бесконфликтно решать поставленные задачи. Как определяет Д. С. Батарчук, поликультурная личность – «творческий, гуманистический, билингвальный, этнотолерантный субъект со сформированными культурообразовательными ценностями, обладающий культурной компетенцией, самоидентификацией, навыками интеркультурной коммуникации в ситуации культурной плюралистической среды, адаптации к иным культурным ценностям, способный создавать материальные и духовные богатства» [3, с. 10].

всего просмотров: 231

Оценка читателей: голосов 0

1. Амонашвили Ш. А. Школа жизни: трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно-личностной педагогики. – М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1998. – 74 с.

2. Байков А.А. Большие тренды мирового развития: экспертный взгляд через двадцатилетие // Мировая экономика и международные отношения. — 2018. — №5. — С. 110-116.

3. Батарчук Д. С. Психолого-педагогическое сопровождение развития поликультурной личности в условиях полиэтнической образовательной среды // Вестник ТГПУ. – 2010. – № 12. –С. 10-16.

4. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года [Электронный ресурс]. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения 10.08.2021)

5. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей // Народное образование. – 2001. – № 1. – С. 247-257.

6. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения / сост. В.А. Ротенберг. – М., 1956. – 374 с.

7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ (ред. От 19.02.2018) // СПС КонсультантПлюс.– М., 2018.

8. Сухомлинский В. А. Избранные произведения в 5-ти т. / [редкол.: А.Г. Дзеверин (пред.) и др.; вступ. статья А. Дзеверина]. – Киев: Рад. школа, 1979-1980.

9. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. / редкол.: А. М. Еголин (гл. ред.), Е. Н. Медынский и В. Я. Струминский ; [сост. и подгот. к печати В. Я. Струминский]. – М.-Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948-1952.

10. Ушинский. К.Д. О пользе педагогической литературы [указ. выше издание]. Т. 1. – С. 160-176.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

12. Экспресс-опросник "Индекс толерантности" // Комплексная безопасность образовательных учреждений в условиях поликультурного общества. – Казань: Издательство «Данис», 2015. – С. 15-18.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх