Ориентализм Мариано Фортуни и его влияние на русских художников рубежа XIX–XX вв.

 
Код статьиS268684310010395-2-1
DOI10.18254/S268684310010395-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Независимый исследователь, журналист (МГУ им. Ломоносова), бакалавр искусств (РГГУ), куратор, лектор
Аффилиация:
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосточный курьер
Выпуск
Страницы170-179
Аннотация

Творчество Мариано Фортуни, одного из самых известных художников Испании середины XIXв., и его влияние на русских художников до сих пор остается малоизученной темой. Следы влияния его жанровых сцен, навеянные экзотикой Востока, можно найти в творчестве большого количества его учеников, последователей и подражателей. Работы испанского живописца были невероятно популярны среди русских художников и коллекционеров. Так, в собраниях Дмитрия Боткина и Сергея Третьякова появилось несколько шедевров Фортуни, о его картинах рассказывал на своих занятиях знаменитый педагог Императорской Академии художеств Павел Чистяков, с чем связано увлечение ориенталистской тематикой его учеников Ильи Репина и Василия Поленова. Михаил Врубель также воспроизводил в своих ранних работах орнаментальную стилистику Фортуни. В статье рассматривается, как творчество испанского художника стало ориентиром высокого мастерства для молодых учеников педагога Императорской Академии художеств Павла Чистякова.

Ключевые словаОриентализм, Мариано Фортуни, Илья Репин, Василий Поленов, Павел Чистяков, Михаил Врубель, Сергей Третьяков, Дмитрий Боткин, Марокко, Битва за Тетуан, испанское искусство, искусство ориентализма, художники-ориенталисты
Получено14.07.2020
Дата публикации31.07.2020
Кол-во символов19380
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1

Ориентализм и Фортуни

2 Испанское искусство от Эль Греко до Сальвадора Дали детально исследовано в русской историографии. Но удивительным образом в этой единой хронологической линии от середины XVI столетия до конца XX в. остается малоизученной область второй половины XIX в. Может показаться, что после смерти Франсиско Гойи в 1828 г. в испанском искусстве не было мастеров, достигших европейской славы, и яркой вспышкой после долгого молчания стали лишь работы Пабло Пикассо, представленные для первой персональной выставки в Париже в 1901 г. Но это далеко не так.
3 Восполнить этот временной пробел была призвана выставка «Импрессионизм и испанское искусство», проходившая в московском Музее русского импрессионизма с 10 октября 2019 по 26 января 2020 г. Имена Мариано Фортуни (1838–1874), Игнасио Сулоаги (1870–1945), Хоакина Сорольи-и-Бастиды (1863–1923), Эрменехильдо Англады–Камарасы (1871–1959) снова привлекли внимание исследователей. И не случайно — творчество этих мастеров было знакомо русскому зрителю начала ХХ в., а репродукции их работ воспроизводились в русских изданиях. Так, в период с 1901 по 1904 г. в журнале «Мир искусства»1 было опубликовано девять обзоров выставок с участием испанских художников. 1. «Мир искусства» — ежемесячный иллюстрированный художественный журнал, посвященный творчеству русских символистов и являвшийся органом одноименного объединения. Издавался в Петербурге с 1898 по 1904 гг.
4 Одним из самых популярных испанских живописцев в конце XIX в. в среде русского художественного сообщества был Мариано (Мариà) Фортуни (Mariano [Marià] Josep Maria Bernat Fortuny i Marsal; 1838–1874). Родившись в Реусе в простой плотницкой семье, Мариано с самого раннего возраста интересовался рисованием. Его художественное образование начиналось в местной художественной школе под руководством каталонского художника Доменека Соберано (Domènec Soberano; 1825–1909). После смерти родителей в возрасте 14 лет он вместе с дедушкой переехал в Барселону и поступил в Школу изящных искусств, где он учился у популярных в то время художников-назарейцев: Мануэля Мила-и-Фонтаналс (Manuel Milà i Fontanals; 1810–1883) и Льюса Ригалта (Lluís Rigalt i Farriols; 1814–1894). В конце обучения Фортуни смог выиграть конкурс и получил грант от правительства Барселоны на двухлетнюю поездку в Рим. Италия стала для художником второй родиной, здесь раскрылся его талант, проявилась виртуозная живописная манера изображать световые эффекты и мельчайшие детали. Фортуни прожил всего 36 лет и умер в Риме от малярии.
5 «По мастерству исполнения, положительно нет никого между современными европейскими живописцами, кто мог бы соперничать с Фортуни. ...Манера его, в высшей степени разнообразная: то размашистая и бойкая донельзя, то замечательно оконченная, поражает своими контрастами, приводит в недоумение неожиданностями. Это Мейссонье и Гойя, непостижимым образом слившиеся в лице одного художника», — написал о его творчестве Аполлон Матушинский в статье 1883 г. [Матушинский, 1883, с. 414].
6 Известность Фортуни составила не только совершенная техника исполнения, но и ориенталистская направленность его работ, особенно популярная во второй половине XIX в.

всего просмотров: 581

Оценка читателей: голосов 0

1. Алленов М. М. Врубель и Фортуни. Вопросы искусствознания. №2–3. М.: Государственный институт искусствознания, 1993. С. 41–57 [Allenov M. M. Vrubel and Fortuny. Voprosy Iskusstvoznaniya. No. 2–3. Moscow: State Institute for Art Studies, 1993. Pp. 41–57 (in Russian)].

2. Альколеа С. Мариано Фортуни, предтеча импрессионизма. Каталог выставки «Импрессионизм и испанское искусство». М.: Музей русского импрессионизма, 2019. — С. 38–50 [Alcolea S. Mariano Fortuny, the forerunner of impressionism. Catalog of the “Impressionism and Spanish Art” Exhibition. Moscow: Museum of Russian Impressionism, 2019. — P. 38–50 (in Russian)].

3. Головин А. Я. Встречи и впечатления. М.: Искусство, 1940. — 177 с. [Golovin A. Ya. Meetings and Impressions. Moscow: Iskusstvo, 1940. — 177 p. (in Russian)].

4. Матушинский А. М. Марьяно Фортуни. Вестник изящных искусств, издаваемый при Императорской академии художеств. Под ред. А. И. Сомова. СПб.: А. И. Сомов, 1883. Т. 1. С. 410–442 [Matushinsky A. M. Mariano Fortuni. Herald of Fine Arts, Published by the Imperial Academy of Arts. Ed. A. I. Somov. St. Petersburg: A. I. Somov, 1883. Vol. 1. Pp. 410–442 (in Russian)].

5. Матушинский — Эмъ (Матушинский А. М.). Художественная хроника. Выставка в Академии художеств. [газета] Голос. 1876. 1 дек. № 332. С. 1–2 [Matushinsky — “‘Em” (A. M. Matushinsky). The Art Chronicle. Exhibition at the Academy of Arts. Golos. 1876. Dec., 1. No. 332. Pp. 1–2 (in Russian)].

6. Нестерова Е. В. Путь через Париж… И. Е. Репин и французское искусство. Каталог выставки Илья Репин. M.: Гос. Третьяковская галерея, 2019. — 592 с. [Nesterova E. V. The Way Through Paris... I. E. Repin and French Art. Catalog of the Ilya Repin Exhibition. Moscow: State Tretyakov Gallery, 2019. — 592 p. (in Russian)].

7. Письмо И. Н. Крамского к И.Е. Репину. 16 мая 1875, Петербург. И. Е. Репин. Письма. М.: Искусство, 1949. С. 103 [A Letter from I. N. Kramskoy to I. E. Repin. May, 2, 1875, Paris. I. E. Repin. Letters. Moscow: Art, 1949. Pp. 103 (in Russian)].

8. Письмо И. Е. Репина к И. Н. Крамскому. 2 мая 1875, Париж. И. Е. Репин. Письма. М.: Искусство, 1949. С. 99–100 [A Letter from I. E. Repin to I. N. Kramskoy. May, 2, 1875, Paris. I. E. Repin. Letters. Moscow: Art, 1949. Pp. 99–100 (in Russian)].

9. Письмо М. А. Врубеля к А. А. Врубель. Осень 1883. Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. Сост. Э. П. Гомберг–Вержбинская, Ю. Н. Подкопаева, Ю. В. Новиков. Л.: Искусство, 1976. — 384 с. [A letter from M. A. Vrubel to A. A. Vrubel. Autumn 1883. Vrubel. Correspondence. Memories of the Artist. Comp. by E. P. Gomberg-Verzhbinskaya, Yu. N. Podkopaev, Yu. V. Novikov. Leningrad: Art, 1976. — 384 p. (in Russian)].

10. Поленов В. Д., Поленова Е. Д. Хроника семьи художников. Состав. Е. В. Сахарова. М.: Искусство, 1964. — 839 с. [Polenov V. D., Polenova E. D. Chronicle of the Family of Artists. E. V. Sakharova (Comp.). Moscow: Iskusstvo, 1964. — 839 p. (in Russian)].

11. Репин И. Е. Далекое близкое. М.: Искусство, 1964. — 511 с. [Repin I. E. Distant Сlose. Moscow: Iskusstvo, 1964. — 511 p. (in Russian)].

Система Orphus

Загрузка...
Вверх