Normative and legal regulation of management issues of regional education systems in emergency and critical situations

 
PIIS181570410019362-3-1
DOI10.54884/S181570410019362-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Leading Specialist of the Educational Systems Management Center
Affiliation: Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education»
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameMan and Education
EditionIssue 3 (68)
Pages124-129
Abstract

The article deals with issues of regulatory regulation of the management of regional education systems in emergency and critical situations. Issues of ensuring the safety of participants in the educational process remain relevant from year to year. Within the framework of this issue, an analysis of more than 40 existing legislation from open sources regulating the education system in emergency and critical situations has been carried out. The legal process of regional executive authorities in the field of education is highlighted in order to identify gaps and update regulatory legal acts on this topic.

Keywordsemergency, crisis, security, education management, legal regulation
Received24.03.2022
Publication date21.04.2022
Number of characters15640
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Российская Федерация имеет существенную зональную специфику, связанную, в том числе, с геолого-географическими и климатическими особенностями входящих в нее регионов (сейсмическая опасность, опасность затопления при сезонных разливах рек и иных водоемов, высокая вероятность возникновения стихийных и техногенных лесных пожаров, штормовых ветров и пр.) [2, 7].
2 Отдельная проблема в области управления региональными системами общего образования связана с высокой вероятностью возникновения особой эпидемиологической ситуации как в отдельном регионе, так и в региональных кластерах. При этом все региональные системы общего образования должны сохранять устойчивость и эффективность функционирования в любых условиях, что связано прежде всего с положениями Конституции РФ и Федерального закона "Об образовании в РФ" от 29.12.2012 № 273-ФЗ, гарантирующими общедоступность качественного общего образования.
3 В данной статье автор представляет результаты анализа действующих законодательных актов федерального и регионального уровня из открытых источников, регулирующих систему образования в чрезвычайных и кризисных ситуациях. Особого внимания заслуживают три основных документа федерального уровня. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ раскрывает понятия чрезвычайной и кризисной ситуаций, определяет общие положения, обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения; меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения; силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения; порядок особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение; гарантии прав граждан и ответственность граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ раскрывает полномочия органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Федеральные законы "О безопасности" от 28.12.2010 № 390-ФЗ, "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 № 69-ФЗ, "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22.08.1995 № 151-ФЗ, "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 № 35-ФЗ, "О гражданской обороне" от 12.02.1998 № 28-ФЗ закрепляют полномочия органов государственной власти в соответствующих областях.
4

Основы государственной политики РФ в области гражданской обороны определены Указом Президента РФ от 20.12.2016 № 696 и устанавливают совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, военных, социально-экономических, правовых, информационных и специальных мер, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями в области защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

views: 216

Readers community rating: votes 0

1. Vinokurov V.A. Novyj vid chrezvychajnykh situatsij i problemy pravovogo regulirovaniya, voznikayuschie pri ikh likvidatsii // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. – 2021. – № 1. – S. 12-16.

2. Kuznetsov A.N., Skobel'tsina K.N. Obespechenie dostupnosti obrazovatel'noj infrastruktury v standartnykh i krizisnykh situatsiyakh: mezhdunarodnyj obzor // Chelovek i obrazovanie. – 2021. – № 1 (66). – S. 11-16.

3. Starostin S.A. Chrezvychajnoe polozhenie: monogr. –M.: Prospekt, 2019. – 120 s.

4. Koronavirus (COVID-19). Vvedenie rezhima povyshennoj gotovnosti v sub'ektakh Rossijskoj Federatsii. Priznanie fors-mazhorom // SPS "Konsul'tantPlyus" – rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349932/

5. Sergeev Yu.D., Kaletskij E.G., Pavlova Yu.V. Pravovye osnovy realizatsii distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologij v usloviyakh rasprostraneniya novoj koronavirusnoj infektsii na territorii Rossijskoj Federatsii // Meditsinskoe pravo. – 2020. – № 4. – S. 3-8.

6. Tarasov E.A. Klassifikatsiya chrezvychajnykh situatsij prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera // Grazhdanskaya oborona i zaschita ot chrezvychajnykh situatsij v uchrezhdeniyakh, organizatsiyakh i na predpriyatiyakh. – 2020. – № 2. – S. 3-16.

7. Kuznetsov A., Skobeltsina K. Social Educational Infrastructure for Russian School Students: Baseline Study in Availability and Accessibility under Regular and Critical Conditions, INTED 2021 Proceedings. 2021. C. 8247-8251.

Система Orphus

Loading...
Up