Нормативно-правовое регулирование управления региональными системами образования в чрезвычайных и кризисных ситуациях

 
Код статьиS181570410019362-3-1
DOI10.54884/S181570410019362-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий специалист центра управления образовательными системами
Аффилиация: ФГБНУ «Институт управления образованием РАО»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (68)
Страницы124-129
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы нормативно-правового регулирования управления региональными системами образования в чрезвычайных и кризисных ситуациях. Вопросы обеспечения безопасности участников учебного процесса остаются актуальными из года в год. В рамках данной проблематики проведен анализ более 40 действующих законодательных актов из открытых источников, регулирующих систему образования в чрезвычайных и кризисных ситуациях. Освещен правотворческий процесс региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в целях выявления пробелов и актуализации нормативных правовых актов по данной тематике.

Ключевые словачрезвычайная ситуация, кризисная ситуация, безопасность, управление образованием, правовое регулирование
Получено24.03.2022
Дата публикации21.04.2022
Кол-во символов15640
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Российская Федерация имеет существенную зональную специфику, связанную, в том числе, с геолого-географическими и климатическими особенностями входящих в нее регионов (сейсмическая опасность, опасность затопления при сезонных разливах рек и иных водоемов, высокая вероятность возникновения стихийных и техногенных лесных пожаров, штормовых ветров и пр.) [2, 7].
2 Отдельная проблема в области управления региональными системами общего образования связана с высокой вероятностью возникновения особой эпидемиологической ситуации как в отдельном регионе, так и в региональных кластерах. При этом все региональные системы общего образования должны сохранять устойчивость и эффективность функционирования в любых условиях, что связано прежде всего с положениями Конституции РФ и Федерального закона "Об образовании в РФ" от 29.12.2012 № 273-ФЗ, гарантирующими общедоступность качественного общего образования.
3 В данной статье автор представляет результаты анализа действующих законодательных актов федерального и регионального уровня из открытых источников, регулирующих систему образования в чрезвычайных и кризисных ситуациях. Особого внимания заслуживают три основных документа федерального уровня. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ раскрывает понятия чрезвычайной и кризисной ситуаций, определяет общие положения, обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения; меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения; силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения; порядок особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение; гарантии прав граждан и ответственность граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ раскрывает полномочия органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Федеральные законы "О безопасности" от 28.12.2010 № 390-ФЗ, "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 № 69-ФЗ, "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22.08.1995 № 151-ФЗ, "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 № 35-ФЗ, "О гражданской обороне" от 12.02.1998 № 28-ФЗ закрепляют полномочия органов государственной власти в соответствующих областях.
4

Основы государственной политики РФ в области гражданской обороны определены Указом Президента РФ от 20.12.2016 № 696 и устанавливают совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, военных, социально-экономических, правовых, информационных и специальных мер, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями в области защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

всего просмотров: 217

Оценка читателей: голосов 0

1. Винокуров В.А. Новый вид чрезвычайных ситуаций и проблемы правового регулирования, возникающие при их ликвидации // Государственная власть и местное самоуправление. – 2021. – № 1. – С. 12-16.

2. Кузнецов А.Н., Скобельцина К.Н. Обеспечение доступности образовательной инфраструктуры в стандартных и кризисных ситуациях: международный обзор // Человек и образование. – 2021. – № 1 (66). – С. 11-16.

3. Старостин С.А. Чрезвычайное положение: моногр. –М.: Проспект, 2019. – 120 с.

4. Коронавирус (COVID-19). Введение режима повышенной готовности в субъектах Российской Федерации. Признание форс-мажором // СПС "КонсультантПлюс" – режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349932/

5. Сергеев Ю.Д., Калецкий Е.Г., Павлова Ю.В. Правовые основы реализации дистанционных образовательных технологий в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации // Медицинское право. – 2020. – № 4. – С. 3-8.

6. Тарасов Е.А. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера // Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях. – 2020. – № 2. – С. 3-16.

7. Kuznetsov A., Skobeltsina K. Social Educational Infrastructure for Russian School Students: Baseline Study in Availability and Accessibility under Regular and Critical Conditions, INTED 2021 Proceedings. 2021. C. 8247-8251.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх