Чалдоны и самоходы: мифы идентичности и этнографическая реальность

 
Код статьиS086954150010836-9-1
DOI10.31857/S086954150010836-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: ФИЦ “Тюменский научный центр СО РАН”
Адрес: ул. Малыгина 86, Тюмень, 625026, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№4
Страницы102-115
Аннотация

К числу ярких проявлений этнокультурной идентичности восточнославянского населения Сибири можно отнести выделение в нем чалдонов и самоходов, с которыми отождествлялись русское старожильческое население и крестьяне-переселенцы второй половины XIX – начала ХХ в. Вокруг чалдонов и самоходов сложился ряд мифов идентичности, объясняющих их происхождение и общую историческую судьбу. Анализ этих мифов указывает на то, что, по всей видимости, первоначально оба названия имели свои узкие значения, но постепенно их семантическое поле расширилось, и в результате им стали соответствовать своеобразные этнокультурные стереотипы старожилов и переселенцев. Чалдонов и самоходов можно отнести к рассеянным этнографическим группам, которые состоят из множества не связанных друг с другом локальных сообществ, обладающих определенной степенью этнокультурной вариативности, но при этом имеющих объединяющую их символическую идентичность.

Ключевые словаСибирь, чалдоны, самоходы, восточные славяне, идентичность, этнокультурные стереотипы
Источник финансированияИсследование проведено при финансовой поддержке следующих организаций и грантов: РФФИ, https://doi.org/10.13039/501100002261 [проект № 18-09-00028] Государственное задание Министерства науки и высшего образования Российской Федерации [проект № АААА-А17-117050400150-2]
Получено21.09.2020
Дата публикации21.09.2020
Кол-во символов32808
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В историко-краеведческой и этнографической литературе восточнославянское население аграрной Сибири принято разделять на старожилов и переселенцев, это разделение прослеживается и в бытовых стереотипах. К старожилам, как правило, относят людей, чьи предки селились на территории Сибири с конца XVI до середины XIX в., к переселенцам – потомков тех, кто обосновался за Уралом во времена крестьянских переселений второй половины XIX – начала ХХ в. Этнокультурная идентичность старожилов и переселенцев имела сложный, многоуровневый характер. В разных ситуациях она могла определяться доминированием или причудливым переплетением этнических, региональных, локальных и коллективно-групповых факторов (Фурсова 2015а; Жигунова 2015). Чалдоны и самоходы (с ними отождествлялись старожилы и переселенцы) – наиболее яркое проявление новых форм этнокультурной идентичности восточнославянского населения Сибири. В отечественной этнологии систематическое изучение идентичности этих двух групп началось лишь в 1990-е годы. Свой вклад в осмысление этимологии и интерпретаций названия “чалдоны” внесли Е.Ф. Фурсова, М.Л. Бережнова, М.А. Жигунова, Т.К. Щеглова, Г.В. Любимова, В.М. Кимеев, В.Е. Прищепа, А.А. Верник, Л.Л. Крючкова и другие исследователи. Этнокультурные аспекты бытования названия “самоходы” на сегодняшний день остаются значительно менее изученными. Отчасти они отражены в публикациях Р.Ю. Федорова, М.А. Жигуновой, А.А. Крих, В.Н. Разгона, В.А. Зверева, А.А. Богордаевой, О.А. Лобачевской и других. Подчеркнем, что большинство исследований по этой теме было сфокусировано лишь на отдельных регионах Сибири. Учитывая сложившуюся ситуацию, можно говорить о том, что на сегодняшний день еще не сложился круг обобщающих работ, в которых были бы рассмотрены закономерности возникновения, бытования и взаимообусловленности этих названий в масштабах Азиатской России. Также следует отметить недостаточно проработанные методологические подходы к изучению и типизации этих двух групп в контексте общих проблем этнокультурной идентичности восточных славян.
2 В период с 2009 по 2019 гг. в рамках реализации программы изучения этнокультурных процессов в среде потомков крестьян-переселенцев Сибири и Дальнего Востока нашими полевыми исследованиями оказалась охвачена значительная часть регионов, на территории которых имело массовое распространение названий “чалдон” и “самоход”. При этом в ходе изучения межэтнических взаимодействий переселенцев с представителями русского старожильческого населения в устных историях опрошенных нами информантов периодически фигурировали взаимные характеристики чалдонов и самоходов, версии их происхождения, а также бытовые ситуации, раскрывающие отношения между представителями этих групп. Кроме того, нами был выявлен ряд историко-краеведческих и иных источников конца XIX – начала XXI в., посвященных этой теме, а также проанализирована степень ее изученности в отечественной этнологии. Предпринятое исследование можно рассматривать как попытку обобщения попавших в наше поле зрения этнографических материалов, отражающих этнокультурную историю чалдонов и самоходов. В то же время следует оговориться, что подобная авторская рефлексия не претендует на полноту охвата и однозначность выводов, необходимых для завершенного классического исследования. Скорее, основная задача данной статьи состоит в эскизном обозначении основных методологических и содержательных аспектов этой темы, нуждающихся в дальнейшей углубленной разработке.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1579

Оценка читателей: голосов 0

1. Астафьев 1994 – Астафьев В.П. Последний поклон: В 2-х т. Т. 1. Красноярск: Благовест, 1994.

2. Волокитин 2002 – Волокитин Н.В. Последний чалдон // Сибирские огни. 2002. № 5. http://www.sibogni.ru/content/posledniy-chaldon

3. Каронин 2004 – Каронин С. (Перопавловский Н.Е.) По Ишиму и Тоболу // Ишим и литература. Век XIX. Ишим: Изд-во Ишимского гос. педагогического института им. П.П. Ершова, 2004. С. 261–262.

4. Луговой 2019 – Луговой Г.Т. Знаменитый “самоход” // Тобольск и вся Сибирь. Кн. 30: Белорусы в Сибири: B 2-х т. Т. 1. Тобольск: ТРОБФ “Возрождение Тобольска”, 2019. С. 474–482.

5. ПМА 1 – Полевые материалы автора. Экспедиция в д. Лакино Большемуртинского р-на Красноярского края; aвгуст 2019 г. (информант: Г.М. Шинкевич [Матус], 1938 г.р.).

6. ПМА 2 – Полевые материалы автора. Экспедиция в д. Борки Викуловского р-на Тюменской обл.; июль 2011 г. (информант: А.К. Жарикова, 1915 г.р.).

7. ПМА 3 – Полевые материалы автора. Экспедиция в д. Зарбь Братского р-на Иркутской обл.; май 2017 г. (информанты: М.Н. Рогова, 1940 г.р.; Л.Я. Чайка, 1965 г.р.).

8. ПМА 4 – Полевые материалы автора. Экспедиция в деревни Ермаки и Еловка Викуловского р-на Тюменской обл.; август 2018 г. (информанты: Г.А. Вычужанина, 1935 г.р.; И.С. Морозова, 1938 г.р.).

9. ПМА 5 – Полевые материалы автора. Экспедиция в д. Новоберезовка Аромашевского р-на Тюменской обл.; январь 2013 г. (информант: Н.В. Сальников, 1960 г.р.).

10. ПМА 6 – Полевые материалы автора. Экспедиция в д. Скрипкино Викуловского р-на Тюменской обл.; август 2019 г. (информант: Е.И. Леончикова, 1932 г.р.).

11. Телешов 1983 – Телешов Н.Д. Самоходы // Телешов Н.Д. Рассказы. Повести. Легенды. М.: Советская Россия, 1983. С. 105–115.

12. Устинович 1963 – Устинович Н.C. “Самоходы”. Семейная хроника // Енисей. 1963. № 4 (40). С. 39–52.

13. Александров В.А. (ред.) Этнография русского крестьянства Сибири XVII – середина XIX вв. М.: Наука, 1981.

14. Аникин А.Е. Этимологический словарь русских диалектов Сибири: заимствования из уральских, алтайских и палеоазиатских языков. М.; Новосибирск: Наука, 2000.

15. Афанасьева-Медведева Г.В. Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири: B 20 т. Т. 1. Иркутск, 2007.

16. Барт Ф. (ред.) Этнические группы и социальные границы: социальная организация культурных различий. М.: Новое издательство, 2006.

17. Бережнова М.Л. Загадка челдонов: история формирования и особенности культуры старожильческого населения Сибири. М.: Форум, 2012.

18. Бобровников А.А. Областные великорусские слова, заимствованные от монголов и калмыков // Материалы для сравнительного и объяснительного словаря и грамматики. T. 1. СПб.: 2-е Отд-ние Имп. Акад. наук, 1853. С. 195–197.

19. Богданович А.Е. Пережитки древнего миросозерцания у белорусов: этнографический очерк. М.: ИЦ “Слава!”; Форт-Профи, 2009.

20. Богордаева А.А., Федоров Р.Ю. Самоходы и вогулы Северного Урала (по материалам полевых исследований в Таборинском районе Свердловской области в 2002–2003 гг.) // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2010. № 2 (13). С. 210–218.

21. Верник А.А. Традиционная культура русских старожилов Хакасско-Минусинского края (вторая половина XIX – начало XX вв.). Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2005.

22. Ворончихина О.Б. Цикл весенне-летних праздников белорусов-самоходов Таборинского района Свердловской области // Традиционная культура Урала. Альманах. Екатеринбург, 2004. Вып. 4. С. 123–151.

23. Гавриленко М.В. Культура питания русских Верхнего Приобья и Саяно-Алтая в конце XIX–XX вв.: локальные варианты и их трансформация. Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 2012.

24. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4: Р-V. СПб.: Издание книгопродавца-типографа М.О. Вольфа, 1882.

25. Демешкина Т.А. Славянский компонент в самоидентификации жителя Сибири // Русин. 2015. № 3 (41). С. 90–107.

26. Жигунова М.А. Восточнославянское население в Сибири: этнокультурная история и идентичность // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2015. № 3 (9). С. 136–145.

27. Жигунова М.А. Этнокультурные процессы и контакты у русских Среднего Прииртышья во второй половине ХХ века. Омск: Издательский дом “Наука”, 2004.

28. Зверев В.А. Самоходы из Расеи: крестьяне в эпоху массовых переселений // Родина. 2000. № 5. С. 127–129.

29. Кимеев В.М. Касьминские чалдоны. Быт и культура русских старожилов Касьминской волости. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.

30. Крих А.А. Грани этнической идентичности белорусов: панцирные бояре – литва – сибиряки // Народы и культуры Сибири: изучение, музеефикация, преподавание / Отв. ред. М.Л. Бережнова. Омск: Изд-во Омского ун-та, 2005. С. 234–240.

31. Крих А.А. Белорусизация в Тарском Прииртышье: механизмы учета населения и этнографическая “реальность” // Этнография Алтая и сопредельных территорий: материалы международной научной конференции, посвященной 25-летию центра устной истории и этнографии лаборатории исторического краеведения Алтайского государственного педагогического университета / Отв. ред. М.А. Демин, Т.К. Щеглова. Барнаул: АлтГПУ, 2015. С. 124–128.

32. Крючкова Л.Л. К истории прозвища чалдон // Русская речь. 2015. № 5. С. 100–103.

33. Кузнецова О.Д. (ред.) Словарь русских народных говоров. Вып. 36: С – святковать. СПб.: Наука, 2002.

34. Любимова Г.В. Возрастной символизм в культуре календарного праздника русского населения Сибири XIX – начало XX века. Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 2004.

35. Малыгина И.В. Этнокультурная идентичность: онтология, морфология, динамика. Автореф. дис. ... докт. философ. наук. Московский гос. ун-т культуры и искусств. Москва, 2005.

36. Мамонтова О.С. “Чалдоны” Каменского района (по результатам историко-этнографической экспедиции АГКМ) // Полевые исследования в Прииртышье, Верхнем Приобье и на Алтае: материалы IX международной научно-практической конференции. Павлодар: Павлодарский гос. педагогический институт, 2014. С. 178–183.

37. Молчанова Л.А. Материальная культура белорусов. Минск: Наука и техника, 1968.

38. Пиманова Л.А. Чалдоны и самоходы // Коркина Слобода. 1999. № 2. С. 31–37.

39. Прищепа Е.В. Мифологические и магические представления чалдонов Хакасско-Минусинского края. Красноярск: Красноярский гос. аграрный ун-т, Хакасский филиал, 2011.

40. Разгон В.Н., Пожарская К.А. “Самоходы” против чалдонов // Родина. 2012. № 4. С. 44–48.

41. Тишков В.А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003.

42. Тишков В.А. От этноса к этничности и после // Этнографическое обозрение. 2016. № 5. С. 5–22.

43. Фурсова Е.Ф. Календарные обычаи и обряды восточнославянских народов Новосибирской области как результат межэтнического взаимодействия (конец XIX–ХХ в.). Ч. 1: Обряды и обычаи зимне-весеннего периода. Новосибирск: Агро, 2002.

44. Фурсова Е.Ф. Проблемы типологии этнографических, конфессиональных, локальных групп славянских переселенцев Сибири: мультидисциплинарный подход // Гуманитарные науки в Сибири. 2015а. Т. 22. № 2. С. 100–104.

45. Фурсова Е.Ф. Традиционная одежда русского и других восточнославянских народов юга Западной Сибири (конец XIX – первая треть ХХ века). Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2015б.

46. Чернявская Ю.В. Идентичность на фоне мифа // Антропологический форум. 2008. № 8. С. 198–227.

47. Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края. Т. 3. СПб.: Типография Императорской академии наук, 1902.

48. Smith A.D. Ethno-Symbolism and Nationalism: A Cultural Approach. L.: Routledge, 2009.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх