Program for the development of the communicative culture of adolescents in the era of digitalization

 
PIIS181570410019361-2-1
DOI10.54884/S181570410019361-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Postgraduate Student of the Department of Pedagogy
Affiliation: Yaroslav-The-Wise Novgorod State University
Address: Russian Federation, Veliky Novgorod
Journal nameMan and Education
EditionIssue 3 (68)
Pages119-123
Abstract

The article is devoted to the problem of the development of the communicative culture of adolescents in the era of informatization and digitalization. To solve this problem, the author proposes a program for the development of the communicative culture of adolescents, taking into account the peculiarities of the representatives of the digital generation and the specifics of the organization of the educational process in the conditions of informatization and digitalization, which in turn is one of the priority tasks of the education system in the direction of the development of communication skills and socialization of the adolescent's personality. The implementation of the program made it possible to increase the effectiveness of the communicative development of adolescents, to form a culture of interpersonal communication. It is worth noting that when implementing this model in the long term, it is possible to increase the academic performance of adolescents in the humanities, form a culture of communication among adolescents in social networks, and reduce destructive conflicts in the child-adult community.In the article, the author considers the concept of "communicative culture of a teenager" and gives his own definition. In addition, the main components of the communicative culture are analyzed. The author comes to the conclusion that the existing components do not fully reveal this concept, and justifies the addition of the fourth component of the communicative culture, namely, the culture of social interaction

Keywordscommunicative culture of teenagers, program of development of communicative culture, informatization, digitalization
Received24.03.2022
Publication date21.04.2022
Number of characters10198
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 На сегодняшний день вопрос о необходимости целенаправленного развития коммуникативной культуры подростков в условиях цифровизации становится все более актуальным, так как формы общения видоизменяются в связи с развитием интернета, компьютерных технологий и средств коммуникации. Исследования автора показывают, что подростки не мотивированы развивать свою коммуникативную культуру, считая ее в достаточной степени развитой, а преподаватели и родители не могут найти механизмы взаимодействия с подростками в современных условиях, поскольку не в полной мере осознают, насколько прочно интернет закрепился в жизни современных подростков и что коммуникативная культура сегодня формируется не только в реальном, но и в виртуальном пространстве [8].
2 В современной науке существует ряд определений понятия «коммуникативная культура подростка», имеющего междисциплинарный характер. Мы определяем коммуникативную культуру подростка как способ организации и развития жизнедеятельности подростка, представленный в культурных нормах, ценностях и компетенциях, которые он использует в процессе коммуникации в реальном и виртуальном пространстве с учетом фактора информационного многообразия в современном обществе.
3 В содержательном плане ключевыми элементами коммуникативной культуры являются культура мышления, культура чувств (эмоциональная культура) и культура речи. Все эти элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.
4 Однако данные элементы коммуникативной культуры не в полной мере раскрывают рассматриваемое понятие, поскольку в них отсутствует характеристика коммуникативной культуры как способа социализации подростков. Необходимо расширить структуру коммуникативной культуры подростка за счет введения дополнительного элемента – культуры социального взаимодействия, которая содержательно связана с феноменом коммуникативной компетенции. Понятие коммуникативной культуры шире, чем понятие коммуникативной компетентности, отражающей способность индивида осуществлять продуктивные интеракции в социуме на основе личностного коммуникативного опыта взаимодействия с окружающими в общественной и профессиональной сферах.
5 Анализ взглядов исследователей [5, с. 73-78] на проблематику формирования коммуникативной культуры современных подростков свидетельствует о снижении эмоционально-личностного фактора в процессе коммуникации между подростками. Общение в соцсетях, формализованное и обезличенное, приводит к утрате современными подростками индивидуальности, нарушает процессы самоопределения. На этой почве участились межличностные конфликты, повысилась агрессивность в подростковой среде. Между тем многими учеными отмечается существенный интеллектуальный, психический и эмоциональный потенциал современных подростков, которые стремятся разнообразить впечатления и деятельность, познать новое, проявить себя в разных сферах, участвовать в совместной деятельности со сверстниками. Вместе с тем, испытывая острую потребность в общении, современные подростки обладают недостаточным уровнем развития коммуникативных навыков и коммуникативной культуры, чему в немалой степени способствуют нормативность и регламентированность школьной жизни и требования, предъявляемые к подростку в семье.

views: 289

Readers community rating: votes 0

1. Aleksandrova L. D. Kul'tura virtual'noj kommunikatsii: dis. ... kand. filos. nauk: 09.00.13. – Chelyabinsk, 2009. – 160 s.

2. Boltunova A. I. Osobennosti mezhlichnostnogo obscheniya sredi podrostkov // Molodoj uchenyj. – 2014. – №1. – S. 492-494.

3. Bulygina L. N. O formirovanii kommunikativnoj kompetentnosti shkol'nikov // Voprosy psikhologii. – 2010. – № 2.– S. 149-152.

4. Gogueva M. M. Psikhologicheskaya profilaktika negativnogo vliyaniya subkul'tury na lichnost' podrostka: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. – Saratov, 2010. – 151 s.

5. Kravchuk N. V. Kommunikativnaya kul'tura kak integrativnaya sostavlyayuschaya kul'tury lichnosti // Teoriya i praktika formirovaniya kul'tury detej i podrostkov: Vestnik Instituta kul'tury detstva. Vyp. 12. – Chelyabinsk: ChGAKI, 2011. – S. 73-78.

6. Pevzner M. N., Shirin A. G. Bilingval'noe obrazovanie v kontekste mirovogo opyta (Na primere Germanii): monogr. – Novgorod: Novgor. gos. universitet, 1999. – 94 s.

7. Tsyvunina A. D., Pevzner M. N. Kriterii otsenki kommunikativnoj kul'tury v razlichnykh informatsionnykh sredakh // Vestnik Novg. gos. un-ta. Ser.: Tekhnicheskie nauki. – 2019. – №4(116). – S.114-118.

8. Tsyvunina A.D. The Communicative Culture Of Adolescents In The Era Of Informatization And Digitalization. // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. – 2019. – №87. – S. 693-699.

Система Orphus

Loading...
Up