Развитие коммуникативной культуры подростков в условиях цифровизации

 
Код статьиS181570410019361-2-1
DOI10.54884/S181570410019361-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Аспирант кафедры педагогики
Аффилиация: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (68)
Страницы119-123
Аннотация

В статье обосновывается актуальность целенаправленного развития коммуникативной культуры подростков в цифровизации. В результате анализа понятия «коммуникативная культура подростка» и ее основных компонентов автор приходит к выводу, что существующие компоненты не в полной мере раскрывают данное понятие, и обосновывает добавление четвертого компонента коммуникативной культуры, – культуры социального взаимодействия. Для эффективного развития коммуникативной культуры современных подростков автором предлагается программа, учитывающая особенности представителей цифрового поколения и специфику организации образовательного процесса в условиях  информатизации и цифровизации. Данная программа была  экспериментально проверена на базе ресурсного центра развития добровольчества. По результатам  экспериментальной работы был сделан вывод о том, что программа оказалась эффективной для развития коммуникативной культуры подростков.

Ключевые словакоммуникативная культура подростка, программа развития коммуникативной культуры, информатизация, цифровизация
Получено24.03.2022
Дата публикации21.04.2022
Кол-во символов10198
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 На сегодняшний день вопрос о необходимости целенаправленного развития коммуникативной культуры подростков в условиях цифровизации становится все более актуальным, так как формы общения видоизменяются в связи с развитием интернета, компьютерных технологий и средств коммуникации. Исследования автора показывают, что подростки не мотивированы развивать свою коммуникативную культуру, считая ее в достаточной степени развитой, а преподаватели и родители не могут найти механизмы взаимодействия с подростками в современных условиях, поскольку не в полной мере осознают, насколько прочно интернет закрепился в жизни современных подростков и что коммуникативная культура сегодня формируется не только в реальном, но и в виртуальном пространстве [8].
2 В современной науке существует ряд определений понятия «коммуникативная культура подростка», имеющего междисциплинарный характер. Мы определяем коммуникативную культуру подростка как способ организации и развития жизнедеятельности подростка, представленный в культурных нормах, ценностях и компетенциях, которые он использует в процессе коммуникации в реальном и виртуальном пространстве с учетом фактора информационного многообразия в современном обществе.
3 В содержательном плане ключевыми элементами коммуникативной культуры являются культура мышления, культура чувств (эмоциональная культура) и культура речи. Все эти элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.
4 Однако данные элементы коммуникативной культуры не в полной мере раскрывают рассматриваемое понятие, поскольку в них отсутствует характеристика коммуникативной культуры как способа социализации подростков. Необходимо расширить структуру коммуникативной культуры подростка за счет введения дополнительного элемента – культуры социального взаимодействия, которая содержательно связана с феноменом коммуникативной компетенции. Понятие коммуникативной культуры шире, чем понятие коммуникативной компетентности, отражающей способность индивида осуществлять продуктивные интеракции в социуме на основе личностного коммуникативного опыта взаимодействия с окружающими в общественной и профессиональной сферах.
5 Анализ взглядов исследователей [5, с. 73-78] на проблематику формирования коммуникативной культуры современных подростков свидетельствует о снижении эмоционально-личностного фактора в процессе коммуникации между подростками. Общение в соцсетях, формализованное и обезличенное, приводит к утрате современными подростками индивидуальности, нарушает процессы самоопределения. На этой почве участились межличностные конфликты, повысилась агрессивность в подростковой среде. Между тем многими учеными отмечается существенный интеллектуальный, психический и эмоциональный потенциал современных подростков, которые стремятся разнообразить впечатления и деятельность, познать новое, проявить себя в разных сферах, участвовать в совместной деятельности со сверстниками. Вместе с тем, испытывая острую потребность в общении, современные подростки обладают недостаточным уровнем развития коммуникативных навыков и коммуникативной культуры, чему в немалой степени способствуют нормативность и регламентированность школьной жизни и требования, предъявляемые к подростку в семье.

всего просмотров: 297

Оценка читателей: голосов 0

1. Александрова Л. Д. Культура виртуальной коммуникации: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13. – Челябинск, 2009. – 160 с.

2. Болтунова А. И. Особенности межличностного общения среди подростков // Молодой ученый. – 2014. – №1. – С. 492-494.

3. Булыгина Л. Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников // Вопросы психологии. – 2010. – № 2.– С. 149-152.

4. Гогуева М. М. Психологическая профилактика негативного влияния субкультуры на личность подростка: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Саратов, 2010. – 151 с.

5. Кравчук Н. В. Коммуникативная культура как интегративная составляющая культуры личности // Теория и практика формирования культуры детей и подростков: Вестник Института культуры детства. Вып. 12. – Челябинск: ЧГАКИ, 2011. – С. 73-78.

6. Певзнер М. Н., Ширин А. Г. Билингвальное образование в контексте мирового опыта (На примере Германии): моногр. – Новгород: Новгор. гос. университет, 1999. – 94 с.

7. Цывунина А. Д., Певзнер М. Н. Критерии оценки коммуникативной культуры в различных информационных средах // Вестник Новг. гос. ун-та. Сер.: Технические науки. – 2019. – №4(116). – С.114-118.

8. Цывунина А.Д. The Communicative Culture Of Adolescents In The Era Of Informatization And Digitalization. // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. – 2019. – №87. – С. 693-699.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх