The reform of the Church education in 1808 and Enslavement of the Orthodox parish in the Russian Empire

 
PIIS086956870009262-9-1
DOI10.31857/S086956870009262-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of World History, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameRossiiskaia istoriia
EditionIssue 2
Pages149-158
Abstract

  

Keywords
Received16.01.2020
Publication date06.05.2020
Number of characters31815
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 К 1808 г. Комитет по усовершенствованию духовных училищ подготовил масштабную и, пожалуй, самую успешную реформу духовного образования в России. В ходе её проведения в последующие годы была создана трёхступенчатая система школ, сформированы центры богословской науки, отлажен строй учебных заведений, которые теперь охватывали всё «духовное юношество» и выпустили затем немало выдающихся церковных учёных и просвещённых иерархов1. Однако именно это преобразование нанесло роковой удар жизнеспособности православных приходов Российской империи, поставив под контроль вышестоящих властей приходские финансы и фактически ликвидировав самостоятельность религиозных общин. Эта сторона принятых тогда мер исследована недостаточно2, хотя ещё в XIX в. отмечалось, что их значение выходило далеко за пределы образовательной сферы. 1. Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700–1917. Ч. 1. М., 1996. С. 418–424, 449. О реформе см., например: Чистович И.А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия духовных училищ. СПб., 1894; Титлинов Б.В. Духовная школа в России в XIX столетии. Вып. 1. Время Комиссии духовных училищ. К столетию духовно-учебной реформы 1808 года. Вильна, 1908; Сухова Н.Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века). М., 2006. С. 53–60.

2. См., в частности, их описание в фундаментальной и до сих пор непревзойдённой монографии: Freeze G.L. The Parish Clergy in Nineteenth-Century Russia: Crisis, Reform, Counter-Reform. Princeton, 1983. P. 103–106.
2 Реформа приходской экономики. Первоначально православные приходы на Руси возникали по инициативе мирян – членов крестьянской или посадской общины, вотчинников. Они строили храм и обеспечивали его содержание, выдвигали кандидатуры священно- и церковнослужителей. Они или их поверенные (старосты, «церковные прикащики») управляли приходским хозяйством. Со второй половины XVII в. церковные власти при поддержке государства стали ограничивать автономию земского мира, стремясь поставить под свой контроль белое духовенство и приходские финансы3. 3. Подробнее см.: Стефанович П.С. Приход и приходское духовенство в России в XVI–XVII веках. М., 2002; Юшков С.В. Очерки из истории приходской жизни на севере России XV–XVII вв. СПб., 1913; Смирнов С.И. Древнерусский духовник. Исследование по истории церковного быта. М., 1913; Верюжский В.М. Афанасий, архиепископ Холмогорский. СПб., 1908.
3 В 1721 г. Пётр I издал указ, вводивший церковную монополию на свечную торговлю и одновременно предписывавший на свечные деньги строить при храмах богадельни и содержать в них больных4. В 1723 г. кошельковые сборы, собиравшиеся в особые кошели, которые носили по церкви во время богослужения, было предписано тратить не только «на церковные потребы», но и на богадельни и госпитали5. Однако эти нововведения не прижились. В 1740-е гг. прихожанам законодательно разрешили тратить часть свечного дохода на «самонужнейшие церковные строения», а в 1753 г. новый таможенный устав отменил церковную монополию на торговлю свечами6. 4. ПСЗ-I. Т. 6. № 3746.

5. Там же. Т. 7. № 4277.

6. Там же. Т. 12. № 9370; Самарин Д.Ф. Приход. Ч. 1. М., 1867. С. 49–50; Знаменский П.В. Приходское духовенство в России со времён реформы Петра. Казань, 1873. С. 808–809.
4 В александровское царствование, планируя реформу духовных училищ, правительство решило возложить бремя расходов по их содержанию на православные приходы. В 1806 г. высочайше утверждённым докладом Святейшего Синода светским лицам запрещалось «входить в распоряжение» церковными, храмовыми средствами. Теперь ими заведовало исключительно духовное начальство, а епархиальным архиереям предписывалось ежегодно присылать в Синод отчёты о данных суммах7. 7. ПСЗ-I. Т. 29. № 22283; Самарин Д.Ф. Указ. соч. Ч. 1. С. 24–25; Знаменский П.В. Указ. соч. С. 803–805.
5 В апреле 1808 г. была издана инструкция церковным старостам, по-новому регламентировавшая их деятельность. А в июне вышло предписание в течение шести месяцев отослать все капиталы, находившиеся в приходских церквах к 1 января 1808 г., в духовные консистории, которым следовало передать их на хранение в государственные кредитные учреждения. Официально, как несколько раз повторялось в указе, накопленные в приходах средства изымались «для хранения и приращения на пользу церкви», механизм передачи и документация, фиксировавшая их движение тщательно регламентировались. В том числе была описана форма приходно-расходных книг, которые теперь надлежало вести в каждом приходе. При этом после отсылки приходских денег в консистории все церковные старосты переизбирались или выбирались впервые там, где их ранее не было (например, в помещичьих приходах), чем подчёркивался новый статус этой должности8. 8. ПСЗ-I. Т. 30. № 23080; Знаменский П.В. Указ. соч. С. 803–805.

Number of purchasers: 0, views: 263

Readers community rating: votes 0

1. Freeze G.L. The Parish Clergy in Nineteenth-Century Russia: Crisis, Reform, Counter-Reform. Princeton, 1983. P. 103–106.

2. Alekseeva S.I. Svyatejshij Sinod v sisteme vysshikh i tsentral'nykh gosudarstvennykh uchrezhdenij poreformennoj Rossii 1856–1904 gg. SPb., 2006. S. 102–103, 123.

3. Beglov A.L. Zemskie proekty pereustrojstva pravoslavnogo prikhoda. 1860–1890-e gg. // Gosudarstvo, religiya, Tserkov' v Rossii i za rubezhom. 2014. № 1(32). S. 172–200.

4. Beglov A.L. Konformizm prikhodskoj reformy K.P. Pobedonostseva // Quaestio Rossica. 2014. № 3. S. 107–123.

5. Beglov A.L. Pravoslavnyj prikhod Rossijskoj imperii kak ob'ekt fiskal'noj politiki svetskikh i tserkovnykh vlastej v kontse XIX – nachale KhKh vv. // Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Ser. II. Istoriya. Istoriya Russkoj Pravoslavnoj Tserkvi. 2014. № 2(57). S. 56–81.

6. Veryuzhskij V.M. Afanasij, arkhiepiskop Kholmogorskij. SPb., 1908.

7. Gilyarov-Platonov N.P. Iz perezhitogo. Avtobiograficheskie vospominaniya. T. 2. SPb., 2009. S. 19–20.

8. Znamenskij P.V. Prikhodskoe dukhovenstvo v Rossii so vremyon reformy Petra. Kazan', 1873. S. 808–809.

9. Ivantsov-Platonov A.M., prot. O russkom tserkovnom upravlenii. Dvenadtsat' statej iz №№ 1–16 gazety «Rus'» 1882 goda. SPb., 1898. S. 53–55.

10. Kurlyandskij I.A. Zakonodatel'stvo Rossijskoj imperii i problemy tserkovnoj blagotvoritel'nosti: (1700–1917 gody) // Religii mira: Istoriya i sovremennost'. 2004. M., 2004. S. 175–176

11. Papkov A.A. Nachalo vozrozhdeniya tserkovno-prikhodskoj zhizni v Rossii. M., 1900. S. 7–8.

12. Pravila o poryadke vybora predstavitelej ot prikhozhan dlya poverki tserkovnykh summ, predlozhennye preosvyaschennym vikariem Podol'skoj eparkhii episkopom Dimitriem i utverzhdyonnye preosvyaschennejshim Donatom, episkopom Podol'skim i Bratslavskim // Prava i obyazannosti blagochinnogo prikhodskikh tserkvej. Po dejstvuyuschim tserkovno-grazhdanskim zakonopolozheniyam, rukovodstvennym ukazam Svyatejshego Sinoda i rasporyazheniyam eparkhial'nogo nachal'stva. M., 1900. S. 62–64.

13. Rimskij S.V. Rossijskaya Tserkov' v ehpokhu Velikikh reform: (Tserkovnye reformy v Rossii 1860–1870-kh godov). M., 1999. S. 246–268.

14. Samarin D.F. Prikhod. Ch. 1. M., 1867. S. 49–50.

15. Smirnov S.I. Drevnerusskij dukhovnik. Issledovanie po istorii tserkovnogo byta. M., 1913.

16. Smolich I.K. Istoriya Russkoj Tserkvi. 1700–1917. Ch. 1. M., 1996. S. 418–424, 449.

17. Stefanovich P.S. Prikhod i prikhodskoe dukhovenstvo v Rossii v XVI–XVII vekakh. M., 2002.

18. Sukhova N.Yu. Vysshaya dukhovnaya shkola: problemy i reformy (vtoraya polovina XIX veka). M., 2006. S. 53–60.

19. Titlinov B.V. Dukhovnaya shkola v Rossii v XIX stoletii. Vyp. 1. Vremya Komissii dukhovnykh uchilisch. K stoletiyu dukhovno-uchebnoj reformy 1808 goda. Vil'na, 1908.

20. Chistovich I.A. Rukovodyaschie deyateli dukhovnogo prosvescheniya v Rossii v pervoj polovine tekuschego stoletiya. Komissiya dukhovnykh uchilisch. SPb., 1894.

21. Yushkov S.V. Ocherki iz istorii prikhodskoj zhizni na severe Rossii XV–XVII vv. SPb., 1913.

Система Orphus

Loading...
Up