Фотопроект как инструмент формирования профессионально ориентированной иноязычной компетенции студентов

 
Код статьиS181570410019360-1-1
DOI10.54884/S181570410019360-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Аспирант кафедры методики обучения и воспитания
Аффилиация: РГПУ им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (68)
Страницы113-118
Аннотация

В статье рассматривается фотопроект как средство результативного формирования профессионально ориентированной иноязычной лексической компетенции у студентов при обучении английскому языку в вузе посредством пополнения лексического запаса. Актуализируя данную проблематику, автор предлагает определения и классификации инновационных технологий и арт-технологий, а также арт-педагогики, показывая их сходства и различия. На примере фотопроекта как средства арт-педагогики, способствующего поддержанию визуального мышления студентов, кратко описано его использование при обучении студентов английскому языку в вузе.

Ключевые словаинновационные технологии, арт-технологии, арт-педагогика, арт-терапия, фотопроект, профессионально ориентированная иноязычная лексическая компетенция, профессиональное образование
Получено24.03.2022
Дата публикации21.04.2022
Кол-во символов10413
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В настоящее время изменения, возникающие в Российской Федерации, порождают появление новых задач в системе высшего образования, усиливая ее профессиональный компонент. При этом ключевой задачей является как обеспечение обучающегося определенным показателем знаний для освоения им профессии, так и улучшение его творческой самостоятельности для личностного развития в будущей профессиональной деятельности.
2 Обучающиеся овладевают не только знаниями и умениями по выбранной профессии, что способствует их профессиональной готовности и компетентности, но и совершенствуют свои общекультурные компетенции. Некоторые из них, например связанные с коммуникационными умениями и навыками, совершенствуют при помощи освоения профессионально ориентированной иноязычной компетенции, пополняя свой запас иностранных слов лексикой, важной для будущей профессиональной деятельности.
3 Как уже отмечалось ранее в публикациях, анализ научных исследований (среди них работы Л.В. Бабиной, Е.М. Верещагина, Е.М. Коломейцевой, Е.И. Пассова, В.В. Фурмановой и др.) показывает, что «иноязычная профессиональная коммуникативная компетентность получила различные трактовки; обобщая некоторые, ее можно определять, например, как способность и готовность специалиста, осознающего себя языковой личностью, к эффективному осуществлению иноязычного общения и взаимодействия в ситуациях профессионального и бытового характера в межкультурном пространстве» [9, c. 10].
4 Кроме того, следует помнить, что указанная компетенция – это особый вид компетенции, который важно определять и как готовность и способность к владению предметными научными знаниями для профессионального общения, где значимость информации определяется еще и профессиональной составляющей [5, 10, 11]. Поэтому вовлечение студентов в профессионально ориентированную коммуникацию на иностранном языке невозможно без формирования у них иноязычной профессионально ориентированной лексической компетенции (Рисунок 1), которая не только способствует развитию их общекультурных компетенций студентов, но и служит инструментом формирования отдельных профессиональных компетенций и профессиональной компетенции в целом.
5
image1

6 Рис. 1. Структура и целевое назначение компетенции [11].
7 Таким образом, учитывая существующий эмпирический базис данной проблематики, и в частности результаты исследования М.Н. Новоселова [10], будем считать, что важнейшим компонентом профессиональной компетентности студентов вуза является иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция, которая позволит выпускникам вуза:
  1. взаимодействовать с носителями другого языка (в нашем случае английского) и культуры в логике современного научного мировоззрения с учетом профессиональных особенностей, национальных ценностей и норм поведения в условиях глобализации;
  2. создавать позитивный настрой в профессионально ориентированном иноязычном общении (имеется в виду с носителями английского языка и работающих в профессиональной сфере, для которой обучаются наши студенты);
  3. успешно выбирать адекватные ситуациям профессионально ориентированного общения способы вербальной и невербальной коммуникации (но обязательно учитывая национальные и межкультурные особенности собеседников – носителей английского языка).

всего просмотров: 249

Оценка читателей: голосов 0

1. Аметова-Давыдовская Л.А. Эмоциональный ренессанс. Арттерапия. – М.: Ремдер, 2005. – 259 с.

2. Анисимов В.П. Искусство и нравственность: к проблеме определения предмета арт-педагогики // Современные проблемы науки и образования. – М., 2009. – № 2. – С. 1–9.

3. Арнхейм Р. Визуальное мышление // Зрительные образы: Феноменология и эксперимент. – Душанбе, 1973. – С. 8–98.

4. Булатова О.С. Арт-педагогический подход в образовании: моногр. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 2004. – 230 с.

5. Дудина Г.О., Чечик И.В. Ресурсы масс-медиа как средство формирования профессионально-коммуникативной компетентности иностранных студентов на занятиях по РКИ // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 5(78). – С. 262–264.

6. Киселева А.В. Арт-технологии как инновационный подход к самостоятельной работе студентов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов, 2016. – № 10-1. – С. 190–193.

7. Колосов В.Г. Введение в инноватику: учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2002. – 148 с.

8. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков – М.: Когито-Центр, 2007. – 197 с.

9. Медянова П.В., Рыжова Н.И. Структура и компоненты языковой составляющей социально-коммуникативной компетентности специалиста туристской индустрии // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 3 (34). – С. 8-12.

10. Новоселов М.Н. Методика формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов вуза: бакалавриат и магистратура: автореф. дис. … канд.пед.наук: 13.00.02. – Пермь, 2014. – 18 с.

11. Петрова А.П. Педагогические основы формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции в неязыковом вузе: дис. … канд.пед.наук: 13.00.01. – Якутск, 1999. – 179 с.

12. Светоносова Л.Г. Арт-технологии как средство формирования педагогической культуры будущего учителя // Мир науки. Педагогика и психология. – М., 2016. – № 3.

13. Сергеева Н.Ю. Арт-педагогика и арт-терапия: к вопросу о разграничении понятий // Ученые записки Забайкальского Государственного Университета. – Чита, 2016. – № 2. – С. 69-75.

14. Таранова Е.В., Онищенко Л.И. Педагогический анализ термина «арт-педагогика» // Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации. – Пенза, 2018. – С. 212-214.

15. Тенхунен П.Е., Елисеева Ю.А. Особенности восприятия учебной информации современными студентами: потенциал визуальной концептуализации // Интеграция образования. – Саранск, 2015. – № 4 (81).

16. Liebmann M. Art Therapy for Groups: a handbook of themes, games and exercises. Cambridge – Boston – L.: SHAMBALA,2003. P. 40-46.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх