School of a young teacher as an organizational form of vocational guidence work of pedagogical university with high school students

 
PIIS181570410019266-7-1
DOI10.54884/S181570410019266-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor of Pedagogics and Psychology of Primary Education Department
Affiliation: Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky
Address: Russian Federation, Yaroslavl
Journal nameMan and Education
EditionIssue 3 (68)
Pages93-98
Abstract

The article presents the experience of practical activities on the basis of a pedagogical university to create conditions for professional and educational self-determination of schoolchildren. The article analyzes the growing demand for higher education institutions to organize systematic work with students in the continuous learning system based on the requirements of the federal state educational standard, and formulates a set of tasks that can be solved in informal associations of schoolchildren on the basis of professional educational organizations. The article presents the characteristics of groups of educational, diagnostic, correctional and developmental methods and various forms of work aimed at increasing the level of readiness of high school students to reasonable choice of profession, stimulating their interest in the field of pedagogical activity. Based on a survey of participants of the School of a young teacher, an assessment of the effectiveness of using these methods of activity to help students choose their own professional and educational direction is given. A forecast is made regarding the possible impact of this activity on the adaptation of future students to the conditions of vocational training.

Keywordshigh school student, continuous training, professional self-determination, methods of professional orientation
AcknowledgmentСтатья подготовлена в рамках Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00077-21-02 на выполнение научных исследований по теме «Допрофессиональная педагогическая подготовка обучающихся в системе непрерывного педагогического образования» (№ реестровой записи 730000Ф.99.1. БВ09АА00006).
Received17.03.2022
Publication date21.04.2022
Number of characters13978
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Актуальность разработки теоретических оснований и различных альтернативных стратегий обеспечения практической профориентационной работы со школьниками на протяжении последних десятилетий не ослабевает. Динамика изменения социально-экономической, общественно-политической сфер жизни ставит выпускников школ и их семьи перед задачами реализации серьезных жизненных выборов, связанных с определением профессионально-образовательных перспектив. Федеральный государственный образовательный стандарт основного и среднего общего образования [9] четко обозначает требования к обеспечению образовательными организациями условий для формирования субъектной позиции выпускников школы в процессе личностного самоопределения через создание условий для повышения их готовности к саморазвитию, осознанному выбору направления послешкольного образования, профессиональной деятельности и будущей профессии.
2 Решить подобного рода вопросы в рамках одного учреждения на современном этапе не представляется возможным. Опыт практической деятельности доказывает, что привычные для системы общего образования направления профориентационной работы зачастую лишь задают ситуацию выбора для школьника, но не способны оказать полноценную поддержку в непосредственном принятии решения о расстановке приоритетов образовательного и профессионального будущего; непроясненными остаются вопросы поиска внешних и внутриличностных оснований этого выбора, а значит, нередко остается нерешенным центральный вопрос, стоящий перед старшеклассником – обоснованный, грамотный, реалистичный, соотнесенный с индивидуальными особенностями, запросами и потенциалами выбор профиля обучения в средней школе или в профессиональном учебном заведении [1, 4]. Соответственно, психолого-педагогическое сопровождение школьников в процессе их самоопределения необходимо расценивать как сложную, полифункциональную проблему, продуктивное решение которой возможно лишь при объединении ресурсов всех заинтересованных субъектов образовательного процесса на различных уровнях, а ведущим вектором его организации должно быть определено обеспечение различных форм взаимодействия учреждений общего, среднего и высшего профессионального образования.
3 Вопрос организации системной работы вузов со школьниками традиционно рассматривается как одно из приоритетных направлений их профориентационной деятельности, формами которого традиционно становятся Дни открытых дверей, информирование о вузе и специальностях через выступления преподавателей и студентов в школах, олимпиады и конкурсы, использование ресурсов социальных сетей, издание или размещение на электронных ресурсах справочников профессий и специальностей, дополнительная подготовка к единому государственному экзамену, реже -тестирование склонностей и способностей будущих абитуриентов, консультирование школьников и родителей. Исследование, проведенное с участием 315 учреждений высшего образования [7], позволяет уверенно утверждать, что крайне редко вузами применяются формы работы, активно включающие самих школьников в образовательное пространство университетов и обеспечивающие их активную позицию в выборе профессионально-образовательного направления (профессиональные игры, пробы и т.д.). При этом вариант использования потенциала привлечения школьников к работе вузовских клубов, объединений, кружков в формате «Школ юного…» как способ повышения эффективности работы с потенциальными абитуриентами назвали 53,9% опрошенных респондентов: «Для вуза это путь затратный и, возможно, обременительный. Но для старшеклассника, наверняка, очень привлекательный. Речь тут идет о штучной работе со «звездочками». И вопрос главный здесь – в наличии инициативных сотрудников вуза, которым нравится возиться с молодежью» [7, с.4]. Опыт работы позволяет с уверенностью рассматривать подобный формат работы как, действительно, продуктивную стратегию профориентационной работы вуза.

views: 231

Readers community rating: votes 0

1. Belyaeva O. A. Rassoglasovannost' pozitsij uchastnikov obrazovatel'nogo protsessa kak faktor profil'nogo vybora starsheklassnikov: dis. … kand. psikhol.nauk: 19.00.07. – Yaroslavl', 2011. – 192 s.

2. Belyaeva O. A. Shkola yunogo pedagoga: opyt sozdaniya uslovij dlya professional'nogo samoopredeleniya shkol'nikov // Povolzhskij pedagogicheskij poisk. – 2019. – №4 (30).– S. 20–25.

3. Karpova E. V., Nevzorova A. V. Shkola yunogo pedagoga kak kompleksnoe sredstvo formirovaniya professional'nykh pedagogicheskikh kompetentsij buduschikh uchitelej nachal'nykh klassov // Doshkol'noe i nachal'noe obrazovanie: rasshirenie obrazovatel'noj sredy. Materialy mezhdunarodnoj konferentsii pedagogicheskogo fakul'teta YaGPU im. K.D. Ushinskogo. – Yaroslavl': Izd-vo YaGPU im. K.D. Ushinskogo, 2017. ¬– S. 22–27.

4. Kovaleva T. M. Organizatsiya profil'nogo obucheniya v starshej shkole: osnovy t'yutorskogo soprovozhdeniya // Zavuch. ¬– 2006. – №8. – S. 111–121.

5. Kozhevnikova O. V. Preemstvennost' v obrazovanii: predstavleniya uchastnikov obrazovatel'noj sistemy o vypusknike shkoly// Pedagogicheskoe obrazovanie. – 2013. – №1. – S. 86–93.

6. Mutyrova A. S. Pedagogicheskaya sistema proforientatsionnoj raboty vuza v usloviyakh nepreryvnogo obrazovaniya: dis. … kand. ped. nauk: 13.00.08. – Astrakhan', 2008. – 190 s.

7. Proforientatsionnaya rabota v vuzakh Rossii. Rezul'taty issledovaniya. Mart 2019. [Ehlektronnyj resurs]. – URL: https://www.stu.ru/user_files/get_file.php?id=7913&page_type=pages&name=1679_ 1.pdf (Data obrascheniya: 31.07.2021).

8. Prokhorov A. V., Zhmyreva N. A. Proforientatsionnaya rabota v universitete: traditsionnye i novye formy vzaimodejstviya so shkol'nikami // Sotsial'no-ehkonomicheskie yavleniya i protsessy. – 2018. – №3. – [Ehlektronnyj resurs]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proforientatsionnaya-rabota-v-universitete-traditsionnye-i-novye-formy-vzaimodeystviya-so-shkolnikami (Data obrascheniya: 25.07.2021).

9. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty (FGOS) [Ehlektronnyj resurs]. – URL: http://fgos.ru (Data obrascheniya: 10.08.2021).

10. Khmelyova E. V. Proforientatsionnaya rabota so shkol'nikami v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya: dis. … kand. ped. nauk: 13.00.01.– Stavropol', 2002. – 182 s.

11. Cano F. Epistemological Beliefs and Approaches to Learning: Their Change Through Secondary School and Their Influence on Academic Performance // British Journal of Educational Psychology. – 2005. – 75. ¬– pp. 203–221.

12. Srinivas H. What is Collaborative Learning? // The Global Development Research Center, Kobe. – Japan. – Retrieved 5 Nov 2011. – URL: http://www.gdrc.org/kmgmt/c-learn/ (Data obrascheniya: 10.08.2021).

Система Orphus

Loading...
Up