Event: Modern Approaches to the Formation of the Concept

 
PIIS004287440005332-0-1
DOI10.31857/S004287440005332-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of philosophy, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow, Kutuzovsky Prospect, 41
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 6
Pages40-49
Abstract

The concept of an event in modern social science is an essential element of the analysis of socio-historical processes related to the temporal nature of human existence, perception of the meaning of the past and its connection to the present and future. The concept of an event is the instrument by which social scientists interpret critical processes, both for the individual and for society as a whole, that simultaneously break the fabric of sociality and update it. The article identifies modern trends of conceptualization of events, highlights the most important and authoritative approaches presented in historiography and philosophy and used by representatives of other branches of socio-humanitarian knowledge. It is shown that these approaches are presented, on the one hand, by historiography and, on the other, by phenomenology, each of which offers its own version of the definition of the concept. It is suggested that the path to the further development of the concept of an event lies in combining the efforts of historiography and phenomenology, which includes the event in the general context of historicity and temporality. This allows us to take into account such an important essential characteristic of the event as a gap in the fabric of historical duration, opening the field of new opportunities, new experience, which appeals to life, not forgetting about the complex relationship between the event and tradition as another form of social and historical experience.

Keywordsevent, historicity, tradition, historiography, phenomenology
Received31.05.2019
Publication date11.06.2019
Number of characters31832
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Понятие события в современном обществоведении – как западном, так и отечественном – превращается в важнейший элемент анализа социально-исторических и политических процессов, связанных с временностью человеческого бытия, с историей. Событие представляет собой своего рода концентрированное отношение человека к времени и обществу. Сквозь призму события мы воспринимаем смысл прошлого и его связь с настоящим и будущим. Жизнь человеческих сообществ, групп, отдельных индивидов – не линейный процесс, не знающий разрывов и внутренних кардинальных изменений. Событие и является местом разрыва, в котором история меняет свой смысл, – внезапно распахивающимся в еще не изведанное окном; событие порывает с устойчивостью, разрушает видимую стабильность и правильность; оно может предстать прорывом в будущее или, напротив, вторжением прошлого, отрицаемого или подавляемого. В событии можно увидеть «чудо», рождение новой истины, одновременно уникальной и всеобщей, поднимающей нас к высшей точке нашего существования, а можно, – и разрушающий или травматизирующий фактор (см., например [Badiou 1988]).
2 Таким образом, понятие события представляет собой тот инструмент, с помощью которого ученые самых различных сфер – философы и историки, социологи и экономисты, политологи и психологи, т.е. все те, чьей специальностью является анализ современного общества, – интерпретируют критические как для индивида, так и для общества в целом процессы, одновременно разрывающие ткань социальности и обновляющие ее. Они пытаются выяснить, как можно управлять потрясениями, сметающими все реперные точки и опрокидывающими устоявшиеся смыслы, как формируется связь между непосредственным опытом разрыва и тем следом, который он оставляет в истории; как разрешить коллизии, обусловленные конфликтом противоречивых интерпретаций, связанных с событием.
3 Не претендуя на полноту ответов на названные вопросы или даже на простое перечисление всех аспектов проблемы событийности, мы в данной статье ограничимся лишь попыткой выявить современные направления концептуализации события, рассмотрев прежде всего наиболее важные и авторитетные подходы, представленные в историографии и философии и лишь затем используемые представителями других ветвей социогуманитарного знания. Такой ракурс исследования объясняется в первую очередь тем, что понятие события изначально, еще в XIX веке, формируется в исторической науке как особая позитивистская реакция на гегелевски ориентированную философию истории. И в этом контексте «событие» обозначает просто примечательный факт, являющийся предметом истории. Осмысление и современная критическая рефлексия понятия события восходит именно к проблемам эпистемологического плана, возникающим в рамках историографии, и теснейшим образом связанным с неприятием такого упрощенного понимания, равно как и историософского детерминизма в его гегелевском или марксистском вариантах.

Number of purchasers: 5, views: 2167

Readers community rating: votes 0

1. Arendt, Hannah (1953) web, “Understanding and Politics”, Partisan Review, Vol. XX (4), pp.377–392 (http://www.bu.edu/partisanreview/books/PR1953V20N4/HTML/files/assets/basic-html/index.html#388).

2. Badiou, Alain (1988) L’etre et l’evenement, Edition du Seuil, Paris.

3. Derrida, Jacques, Habermas, Jurgen (2004) Le Concept du 11 septembre, Dialogues a New York (octobre-decembre 2001), Presentes et commentes par Giovanna Borradori, Galilee, Paris.

4. Duby, Georges (1973) Le dimanche de Bouvines, 27 juillet 1214. Gallimard, Paris.

5. Certeau, Michel de (1974) “L’Operation historique”, Faire l’Histoire, T. 1., Le Goff, Jacques, Nora, Pierre (ed.), Gallimard, Paris, pp.19-68.

6. Labrousse, Ernest (1944) La Crise de l'economie francaise a la fin de l'Ancien Regime et au debut de la Revolution, PUF, Paris.

7. Nora, Pierre (1972) “L’evenement-monstre”, Communications, Vol. 18, pp. 162–172.

8. Mead, George H. (2002) web, The Philosophy of the Present, Amadeus Books, NewYork (https://brocku.ca/MeadProject/Mead/pubs2/philpres/Mead_1932_01.html).

9. Pilyugina, Elena V. (2014) web, “The Nature of the Phenomenon ‘Event’ in the Prism of the Concept of Gilles Deleuze”, Studia Humanitas. International Scientific Research Journal, Vol. 4 (http://st-hum.ru/content/pilyugina-ev-priroda-fenomena-sobytie-v-prizme-koncepcii-zhilya-deleza) (in Russian).

10. Pomian, Krzysztof (1984) L’Ordre du Temps. Gallimard, Paris.

11. Ric?ur, Paul (1992) web, “Le Retour de l’evenement”, Melanges de l’Ecole francaise de Rome. Italie et Mediteranee, Vol. 104 (1), pp. 29–35 (https://www.persee.fr/doc/mefr_1123-9891_1992_num_104_1_4195).

12. Simiand, Francois (1960) web, “Methode historique et science sociale”, Annales, Vol. 1, pp. 83–119 (https://www.persee.fr/doc/ahess_0395-2649_1960_num_15_1_421747).

13. Voronina, Natalyia Yu. (2013) “The Concept of ‘Events’ in M. Mamardashvili and J. Deleuze, Philosophy: in search of ontology: 2003, Voronina Natalyia Yu (ed.), Izdatelstvo Samarskoi gumanitarnoi akademii, Samara, pp. 3–33 (in Russian).

14. Zarader, Madelene (2004) “Evenement entre phenomenology et histoire”, Tijdschrift voor Filosofie, Vol. 2, pp. 287–321.

Система Orphus

Loading...
Up