Школа юного педагога как организационная форма профориентационной работы педагогического университета со старшеклассниками

 
Код статьиS181570410019266-7-1
DOI10.54884/S181570410019266-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения
Аффилиация: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Адрес: Российская Федерация, Ярославль
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (68)
Страницы93-98
Аннотация

В статье представлен опыт практической деятельности на базе педагогического вуза по созданию условий для профессионального и образовательного самоопределения школьников. На основании анализа растущей потребности высших учебных заведений в организации системной работы с обучающимися в системе непрерывного образования сформулирован комплекс задач, которые могут быть решены в неформальных объединениях школьников на базе профессиональных образовательных организаций. Задачи работы вуза с потенциальными абитуриентами соотнесены с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного и среднего общего образования в контексте формирования активной субъектной позиции выпускников школ по отношению к собственной образовательной траектории. Дана характеристика групп просветительских, диагностических, коррекционно-развивающих методов и различных форм работы, направленных на повышение уровня готовности старшеклассников к обоснованному выбору профессии. Предоставлена информация об апробированной системе работы со школьниками, ориентированной на стимулирование их интереса к сфере педагогической деятельности. На основе опроса участников Школы юного педагога дана оценка эффективности использования комплекса профориентационных методов работы для оказания помощи учащимся в выборе собственного профессионально-образовательного направления. Сделан прогноз относительно возможного влияния данной деятельности на адаптацию будущих студентов к условиям профессионального обучения.

Ключевые словастаршеклассник, непрерывное обучение, профессиональное самоопределение, методы профессиональной ориентации
Получено17.03.2022
Дата публикации21.04.2022
Кол-во символов13978
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Актуальность разработки теоретических оснований и различных альтернативных стратегий обеспечения практической профориентационной работы со школьниками на протяжении последних десятилетий не ослабевает. Динамика изменения социально-экономической, общественно-политической сфер жизни ставит выпускников школ и их семьи перед задачами реализации серьезных жизненных выборов, связанных с определением профессионально-образовательных перспектив. Федеральный государственный образовательный стандарт основного и среднего общего образования [9] четко обозначает требования к обеспечению образовательными организациями условий для формирования субъектной позиции выпускников школы в процессе личностного самоопределения через создание условий для повышения их готовности к саморазвитию, осознанному выбору направления послешкольного образования, профессиональной деятельности и будущей профессии.
2 Решить подобного рода вопросы в рамках одного учреждения на современном этапе не представляется возможным. Опыт практической деятельности доказывает, что привычные для системы общего образования направления профориентационной работы зачастую лишь задают ситуацию выбора для школьника, но не способны оказать полноценную поддержку в непосредственном принятии решения о расстановке приоритетов образовательного и профессионального будущего; непроясненными остаются вопросы поиска внешних и внутриличностных оснований этого выбора, а значит, нередко остается нерешенным центральный вопрос, стоящий перед старшеклассником – обоснованный, грамотный, реалистичный, соотнесенный с индивидуальными особенностями, запросами и потенциалами выбор профиля обучения в средней школе или в профессиональном учебном заведении [1, 4]. Соответственно, психолого-педагогическое сопровождение школьников в процессе их самоопределения необходимо расценивать как сложную, полифункциональную проблему, продуктивное решение которой возможно лишь при объединении ресурсов всех заинтересованных субъектов образовательного процесса на различных уровнях, а ведущим вектором его организации должно быть определено обеспечение различных форм взаимодействия учреждений общего, среднего и высшего профессионального образования.
3 Вопрос организации системной работы вузов со школьниками традиционно рассматривается как одно из приоритетных направлений их профориентационной деятельности, формами которого традиционно становятся Дни открытых дверей, информирование о вузе и специальностях через выступления преподавателей и студентов в школах, олимпиады и конкурсы, использование ресурсов социальных сетей, издание или размещение на электронных ресурсах справочников профессий и специальностей, дополнительная подготовка к единому государственному экзамену, реже -тестирование склонностей и способностей будущих абитуриентов, консультирование школьников и родителей. Исследование, проведенное с участием 315 учреждений высшего образования [7], позволяет уверенно утверждать, что крайне редко вузами применяются формы работы, активно включающие самих школьников в образовательное пространство университетов и обеспечивающие их активную позицию в выборе профессионально-образовательного направления (профессиональные игры, пробы и т.д.). При этом вариант использования потенциала привлечения школьников к работе вузовских клубов, объединений, кружков в формате «Школ юного…» как способ повышения эффективности работы с потенциальными абитуриентами назвали 53,9% опрошенных респондентов: «Для вуза это путь затратный и, возможно, обременительный. Но для старшеклассника, наверняка, очень привлекательный. Речь тут идет о штучной работе со «звездочками». И вопрос главный здесь – в наличии инициативных сотрудников вуза, которым нравится возиться с молодежью» [7, с.4]. Опыт работы позволяет с уверенностью рассматривать подобный формат работы как, действительно, продуктивную стратегию профориентационной работы вуза.

всего просмотров: 232

Оценка читателей: голосов 0

1. Беляева О. А. Рассогласованность позиций участников образовательного процесса как фактор профильного выбора старшеклассников: дис. … канд. психол.наук: 19.00.07. – Ярославль, 2011. – 192 с.

2. Беляева О. А. Школа юного педагога: опыт создания условий для профессионального самоопределения школьников // Поволжский педагогический поиск. – 2019. – №4 (30).– С. 20–25.

3. Карпова Е. В., Невзорова А. В. Школа юного педагога как комплексное средство формирования профессиональных педагогических компетенций будущих учителей начальных классов // Дошкольное и начальное образование: расширение образовательной среды. Материалы международной конференции педагогического факультета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2017. ¬– С. 22–27.

4. Ковалева Т. М. Организация профильного обучения в старшей школе: основы тьюторского сопровождения // Завуч. ¬– 2006. – №8. – С. 111–121.

5. Кожевникова О. В. Преемственность в образовании: представления участников образовательной системы о выпускнике школы// Педагогическое образование. – 2013. – №1. – С. 86–93.

6. Мутырова А. С. Педагогическая система профориентационной работы вуза в условиях непрерывного образования: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Астрахань, 2008. – 190 с.

7. Профориентационная работа в вузах России. Результаты исследования. Март 2019. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.stu.ru/user_files/get_file.php?id=7913&page_type=pages&name=1679_ 1.pdf (Дата обращения: 31.07.2021).

8. Прохоров А. В., Жмырева Н. А. Профориентационная работа в университете: традиционные и новые формы взаимодействия со школьниками // Социально-экономические явления и процессы. – 2018. – №3. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proforientatsionnaya-rabota-v-universitete-traditsionnye-i-novye-formy-vzaimodeystviya-so-shkolnikami (Дата обращения: 25.07.2021).

9. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) [Электронный ресурс]. – URL: http://fgos.ru (Дата обращения: 10.08.2021).

10. Хмелёва Е. В. Профориентационная работа со школьниками в системе непрерывного образования: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01.– Ставрополь, 2002. – 182 с.

11. Cano F. Epistemological Beliefs and Approaches to Learning: Their Change Through Secondary School and Their Influence on Academic Performance // British Journal of Educational Psychology. – 2005. – 75. ¬– pp. 203–221.

12. Srinivas H. What is Collaborative Learning? // The Global Development Research Center, Kobe. – Japan. – Retrieved 5 Nov 2011. – URL: http://www.gdrc.org/kmgmt/c-learn/ (Дата обращения: 10.08.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх