Systematic approach to maintaining and strengthening health of children and adolescents

 
PIIS181570410019264-5-1
DOI10.54884/S181570410019264-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor
Affiliation: North State Medical University
Address: Russian Federation, Arkhangelsk
Affiliation: Leningrad Regional Institute of Education Development
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 3 (68)
Pages83-86
Abstract

The article shows that at the present moment of reforming education it is required not only to preserve the level of children's health, but, on the basis of systematic organization, to form students’ responsibility in relation to their health, the ability to design an individual trajectory for the development of their health based on the skills of self-recovery, self-regulation and health-building. Preservation and strengthening of students’ health is our most important and priority activity. Therefore, teachers must form in children deep scientific understanding of the essence of  healthy lifestyle. The work on the formation of  health-creating environment must begin from childhood, filling the new environment not only with health-creating objects and technologies, but also with real examples of adherence to healthy lifestyle. It is important to form healthy thinking in a child, the ability to regulate activities, based on the principles of health benefits. School must be considered not only as a social environment, but also as a space from the point of view of human health. The culture of a healthy and safe lifestyle is a conscious daily fulfillment of health-creating norms and rules, the ability to foresee the risks and results of one's actions on one's own health and those around it. It is necessary to be able to motivate yourself and others to lead a healthy lifestyle.

Keywordshealth, trends, health creation, teacher, educational environment, potential, healthy lifestyle
Received17.03.2022
Publication date21.04.2022
Number of characters9248
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 В настоящее время в нашей стране большое внимание уделяется вопросу современного состояния здоровья школьников, влияющего на получение качественного образования. Процесс обучения всегда был и остаётся достаточно сложным видом трудовой деятельности и требует от учащегося не только достаточной мотивации, но и ряда других, не менее важных психофизиологических качеств личности. Одним из таких обязательных качеств является наличие у обучающегося здоровья, проявляющегося оптимальным функциональным состоянием и высоким уровнем работоспособности. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является одной из приоритетных задач нашего государства. Однако в последние десятилетия из-за ослабления внимания к данной проблеме в системе образования это направление утратило системный характер. Развитие и интенсификация школьного образования обострили проблему сохранения здоровья учащихся. Среди детей, начинающих регулярное обучение, увеличивается распространённость пограничных расстройств здоровья с формированием в дальнейшем хронической патологии, поэтому особенно актуален поиск методов ранней диагностики и профилактики заболеваний [1-3].
2 Задачи по сохранению и укреплению здоровья современных школьников могут и должны решаться непосредственно в образовательной организации путём поиска универсальных и эффективных форм организации образовательной деятельности, оптимизации двигательной активности, питания учащихся и др. [4].
3 Именно в настоящий период недостаточно системно реализовываются нормативно-правовая, организационно-содержательная и управленческая составляющие работы по формированию у детей культуры здорового и безопасного образа жизни, в результате чего сегодня регистрируется рост показателей заболеваемости среди учащейся молодёжи.
4 Основополагающими приоритетами в решении проблемы здоровьесозидания в современном образовательном процессе являются:
  • системный подход к здоровью, в котором физическое и психологическое здоровье представляется связанным с высшими ценностями, целями и потребностями человека в контексте гуманистической психологии и гуманистической парадигмы образования;
  • здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития и необходимый ресурс «человеческого капитала»;
  • здоровьесозидание – как совокупность лечебно-профилактических мер, сложный и динамичный процесс развития потенциалов здоровья с учетом его индивидуального уровня;
  • готовность к здоровьесозидающей деятельности – основное средство и условие здоровьесозидания личности участников образовательного процесса.
5 Перед школой стоит задача создания условий для сохранения здоровья учащихся, механизма формирования здоровьесозидающей среды. Так как здоровье выступает критерием качества образования, даже минимальные усилия приводят к видимым результатам. Поддерживать и укреплять здоровье не только можно, но и необходимо в любом возрасте. Здоровьесозидающая деятельность педагога имеет системный характер и создает возможность сохранить и укрепить как здоровье учащихся, так и собственное здоровье. Приобретение профессиональной компетенции и копинг-стратегий поведения, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, способствует качеству педагогического труда и сохранению здоровья самого педагога.

views: 335

Readers community rating: votes 0

1. Alekseev S.V., Kolesnikova M.G. Teoriya i metodika ehkologo-pedagogicheskoj podgotovki uchitelya v sisteme postdiplomnogo obrazovaniya: monogr. – SPb.: Spets Lit., 2011.

2. Gun G.E. Zdorov'e uchaschikhsya obrazovatel'noj organizatsii i otritsatel'no vliyayuschie na nego faktory // Obrazovanie: resursy razvitiya. Vestnik Leningradskogo oblastnogo instituta razvitiya obrazovaniya. – 2018. – № 1. – S. 28-33.

3. Gun G.E. Zdorov'e detej – kriterij kachestva obrazovaniya // Informatsionno-metodicheskoe izdanie dlya prepodavatelej: Osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. – 2020. – № 1. – S. 29-33.

4. Gun G.E., Karpacheva L.I. Sovremennye riski obrazovatel'noj sistemy. Materialy XV regional'noj nauchno-prakticheskoj konferentsii «Zdorov'e i obrazovanie». – 2018.– S. 34-49.

5. Gun G.E., Shavarinskij B.M. Zdorov'e shkol'nikov v sovremennom obrazovatel'nom protsesse: ucheb.-metod. posobie / otv. red. G.E. Gun. – 2011. – 508 s..

6. Nezhkina N.N. Razvitie kompetentsii zdorov'eformiruyuschego kharaktera v sisteme obrazovaniya pedagogov // Zdorov'esberegayuschaya deyatel'nost' v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya: detskij sad - shkola - vuz: materialy Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferentsii / pod obsch. red. L.E. Kurneshovoj, T.S. Ivanovoj. – M.: MGPI; Shkol'naya kniga, 2010. – S. 25-31.

7. Tyumaseva Z.I., Fedotova S.V. Soderzhanie ponyatiya «t'yutorskaya podderzhka zdorov'eformiruyuschego potentsiala ehkologovaleologicheskogo obrazovaniya studentov // Psikhologopedagogicheskoe soprovozhdenie lichnosti v obrazovanii: soyuz nauki i praktiki: sbornik statej IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, Odintsovskikh psikhologo-pedagogicheskikh chtenij. – M.: Pero, 2016. – S.26-28.

Система Orphus

Loading...
Up