Системный подход к сохранению и укреплению здоровья детей и подростков

 
Код статьиS181570410019264-5-1
DOI10.54884/S181570410019264-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент
Аффилиация: Северный государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Архангельск
Аффилиация: Ленинградский областной институт развития образования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (68)
Страницы83-86
Аннотация

В статье показано, что в настоящий моментреформирования образования требуется не только сохранить уровень здоровья детей, но на основе системной организации сформировать у учащегося ответственность по отношению к своему здоровью, способность проектировать индивидуальную траекторию развития ресурсов своего здоровья на основе навыков самовосстановления, саморегуляции и здравотворчества. [7].

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, является важнейшей и приоритетной задачейнашей деятельности. Поэтому педагоги, родители должны сформировать у детей глубокое научное понимание сущности здорового образа жизни, его житейской ценности. Работу по формированию здоровьесозидающей среды, в которой находится школьник, необходимо начинать с детства, наполняя окружающую среду ребенка не только здоровьесозидающими объектами и технологиями, но и реальными примерами приверженности здоровому образу жизни. Важно формировать здоровьесозидающее мышление у ребенка, способность регулировать свою деятельность, исходя из принципов полезности для здоровья. Школу необходимо рассматривать не только как социальную среду, но и как пространство с точки зрения здоровья человека. Культура здорового и безопасного образа жизни – это осознанное ежедневное выполнение здоровьесозидающих норм и правил, умение предвидеть риски и результаты своих действий на собственное здоровье и окружающих людей. Необходимо умение мотивировать себя и окружающих к ведению здорового образа жизни (ЗОЖ).

Ключевые словаздоровье, тенденции, здоровьесозидание, педагог, образовательная среда, потенциал, здоровый образ жизни
Получено17.03.2022
Дата публикации21.04.2022
Кол-во символов9248
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В настоящее время в нашей стране большое внимание уделяется вопросу современного состояния здоровья школьников, влияющего на получение качественного образования. Процесс обучения всегда был и остаётся достаточно сложным видом трудовой деятельности и требует от учащегося не только достаточной мотивации, но и ряда других, не менее важных психофизиологических качеств личности. Одним из таких обязательных качеств является наличие у обучающегося здоровья, проявляющегося оптимальным функциональным состоянием и высоким уровнем работоспособности. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является одной из приоритетных задач нашего государства. Однако в последние десятилетия из-за ослабления внимания к данной проблеме в системе образования это направление утратило системный характер. Развитие и интенсификация школьного образования обострили проблему сохранения здоровья учащихся. Среди детей, начинающих регулярное обучение, увеличивается распространённость пограничных расстройств здоровья с формированием в дальнейшем хронической патологии, поэтому особенно актуален поиск методов ранней диагностики и профилактики заболеваний [1-3].
2 Задачи по сохранению и укреплению здоровья современных школьников могут и должны решаться непосредственно в образовательной организации путём поиска универсальных и эффективных форм организации образовательной деятельности, оптимизации двигательной активности, питания учащихся и др. [4].
3 Именно в настоящий период недостаточно системно реализовываются нормативно-правовая, организационно-содержательная и управленческая составляющие работы по формированию у детей культуры здорового и безопасного образа жизни, в результате чего сегодня регистрируется рост показателей заболеваемости среди учащейся молодёжи.
4 Основополагающими приоритетами в решении проблемы здоровьесозидания в современном образовательном процессе являются:
  • системный подход к здоровью, в котором физическое и психологическое здоровье представляется связанным с высшими ценностями, целями и потребностями человека в контексте гуманистической психологии и гуманистической парадигмы образования;
  • здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития и необходимый ресурс «человеческого капитала»;
  • здоровьесозидание – как совокупность лечебно-профилактических мер, сложный и динамичный процесс развития потенциалов здоровья с учетом его индивидуального уровня;
  • готовность к здоровьесозидающей деятельности – основное средство и условие здоровьесозидания личности участников образовательного процесса.
5 Перед школой стоит задача создания условий для сохранения здоровья учащихся, механизма формирования здоровьесозидающей среды. Так как здоровье выступает критерием качества образования, даже минимальные усилия приводят к видимым результатам. Поддерживать и укреплять здоровье не только можно, но и необходимо в любом возрасте. Здоровьесозидающая деятельность педагога имеет системный характер и создает возможность сохранить и укрепить как здоровье учащихся, так и собственное здоровье. Приобретение профессиональной компетенции и копинг-стратегий поведения, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, способствует качеству педагогического труда и сохранению здоровья самого педагога.

всего просмотров: 341

Оценка читателей: голосов 0

1. Алексеев С.В., Колесникова М.Г. Теория и методика эколого-педагогической подготовки учителя в системе постдипломного образования: моногр. – СПб.: Спец Лит., 2011.

2. Гун Г.Е. Здоровье учащихся образовательной организации и отрицательно влияющие на него факторы // Образование: ресурсы развития. Вестник Ленинградского областного института развития образования. – 2018. – № 1. – С. 28-33.

3. Гун Г.Е. Здоровье детей – критерий качества образования // Информационно-методическое издание для преподавателей: Основы безопасности жизнедеятельности. – 2020. – № 1. – С. 29-33.

4. Гун Г.Е., Карпачева Л.И. Современные риски образовательной системы. Материалы XV региональной научно-практической конференции «Здоровье и образование». – 2018.– С. 34-49.

5. Гун Г.Е., Шаваринский Б.М. Здоровье школьников в современном образовательном процессе: учеб.-метод. пособие / отв. ред. Г.Е. Гун. – 2011. – 508 с..

6. Нежкина Н.Н. Развитие компетенции здоровьеформирующего характера в системе образования педагогов // Здоровьесберегающая деятельность в системе непрерывного образования: детский сад - школа - вуз: материалы Межрегиональной научно-практической конференции / под общ. ред. Л.Е. Курнешовой, Т.С. Ивановой. – М.: МГПИ; Школьная книга, 2010. – С. 25-31.

7. Тюмасева З.И., Федотова С.В. Содержание понятия «тьюторская поддержка здоровьеформирующего потенциала экологовалеологического образования студентов // Психологопедагогическое сопровождение личности в образовании: союз науки и практики: сборник статей IV Международной научно-практической конференции, Одинцовских психолого-педагогических чтений. – М.: Перо, 2016. – С.26-28.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх