«Тройной талак» в Индии: за или против? О правах мусульманок при разводе

 
Код статьиS032150750000510-3-1
DOI10.31857/S032150750000510-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Аспирантка
Аффилиация: МГУ им. М.В.Ломоносова
Адрес: РФ, 125009, Москва, ул. Моховая, 1-11
Название журналаАзия и Африка сегодня
ВыпускВыпуск №8
Страницы73-77
Аннотация

В сегодняшней Индии мусульманские женские организации ведут масштабные кампании по борьбе за права женщин. Благодаря активной деятельности таких организаций и при поддержке государства в августе 2017 г. Верховный суд Индии принял решение о запрете практики «тройного талака», дискриминирующей мусульманок. В течение полугода правительство должно было принять новый закон, касающийся бракоразводного процесса в мусульманской общине, но подготовленный документ вызвал множество споров в мусульманской среде и в других кругах индийского общества. Дискуссия по поводу закона продолжается.

Ключевые словаИндия, мусульманская община, мусульманское личное право, формула развода, талак
Получено09.10.2018
Дата публикации14.10.2018
Кол-во символов19863
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В среде индийских мусульман традиционная практика развода с применением формулы «тройного талака» сохранялась на протяжении веков. После троекратного произнесения мужем арабского слова талак (развод) расторжение брака считалось состоявшимся. Такое положение дел вызывает множество споров среди наиболее образованных и либерально настроенных представителей общества - как мусульман, так и индусов, выступающих за пересмотр этого юридического вопроса, который формально относится к сфере мусульманского личного права.
2 В статье анализируются некоторые особенности мусульманских бракоразводных процессов в Индии и современная дискуссия по поводу устной практики развода («тройной талак»).
3 С принятием в августе 2017 г. Верховным судом Индии решения о запрете практики «тройного талака» вопрос из внутриобщинного перерос в национальный и спровоцировал политические столкновения на самом высоком уровне.
4 Принятию решения Верховного суда о мусульманской «формуле развода» способствовала активизация индийских феминистских организаций и движений, деятельность которых стала заметна с 1990-х гг. Именно тогда в стране возникло несколько крупных мусульманских женских организаций, сыгравших важную роль в запрещении практики «тройного талака». Правами мусульманок при разводе занималась и занимается организация Движение мусульманок Индии (Bharatiya Muslim Mahila Andolan; далее - ДМИ). При поддержке ряда организаций, в т.ч. и приближенных к действующему правительству, ДМИ собрала большое количество подписей под петицией о запрете мусульманской «формулы развода» [1].
5

МУСУЛЬМАНСКАЯ «ФОРМУЛА РАЗВОДА» В ИНДИИ

6 Большинство индийских женщин не принимают активного участия в общественной и политической жизни страны [2]. Низкий статус мусульманок в Индии во многом сопряжен с острыми, часто конфликтными отношениями индусов и мусульман, которые периодически приводят к политическим столкновениям. Кроме того, с ростом влияния индусской Бхаратия джаната парти (БДП)1и других коммуналистских, т.е. построенных на религиозно-общинной основе, партий и организаций - апологетов хиндутвы (букв. «индусскости») - государство сегодня в значительной степени идентифицируется с индусской общиной [3, p. 390] и не занимает в политике нейтральной позиции. 1. Бхаратия джаната парти (букв. «партия индийского народа») находилась у власти в 1998-2004 гг., а затем снова сформировала правительство в 2014 г. Срок полномочий нынешнего правительства БДП истекает в 2019 г. (прим. авт.).
7 Мусульманское личное право в последние годы стало мишенью для критиков не только среди проиндусских сил, но и в секулярных кругах, борющихся за гендерное равенство в Индии.
8 Известно, что за атаками сторонников хиндутвы на мусульманское личное право стоят определенные политические интересы, а не декларируемая ими борьба за гендерное равенство. Одновременно стоит учитывать и вовлеченность в дискуссию тех прогрессивных общественных деятелей и организаций, которые находят мусульманское личное право «ориентированным» в гендерном плане на мужчин. Однако наибольшую активность в попытках пересмотра личного права демонстрируют мусульманские женские организации, серьёзно озабоченные вопросами реального равенства и одинаковых возможностей для всех членов общества.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 510

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх